Государственное учреждение образования

                                         «Специальный детский сад №1 г.Гомеля для детей с тяжелыми нарушениями речи»

246032, г.Гомель, ул.50 лет БССР, 19, тел. +375232351174, +375232350377,  E-mail:Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Время работы: 07.00-17.30 

 

"Об организации организации в 2018/2019 учебном году образовательного процесса в учреждениях образования, реализующих образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования". 

Основными направлениями деятельности учреждений образования, реализующих образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью (далее – учреждения образования), в 2018/2019 учебном году являются:

 реализация государственных гарантий прав в сфере образования лиц с особенностями психофизического развития (далее – ОПФР), соблюдение законодательства об образовании;

совершенствование системы выявления и учета лиц с ОПФР;

создание безопасной, здоровьесберегающей, психологически и эмоционально комфортной и адаптивной среды для воспитанников; 

системная и последовательная работа по формированию инклюзивной культуры всех участников образовательного процесса;

обеспечение качественного межведомственного взаимодействия с территориальными организациями по совершенствованию медико-психолого-педагогического сопровождения воспитанников с ОПФР.

НОРМАТИВНОЕ ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Нормативные правовые акты, регулирующие вопросы организации образовательного процесса для детей дошкольного возраста, размещены на интернет-портале Министерства образования Республики Беларусь  http://www.edu.gov.by (раздел «Дошкольное образование»), на сайте  http://www.asabliva.by (раздел «Правовая информация»), в информационно-поисковой системе «Эталон» Национального центра правовой информации Республики Беларусь (тематический банк данных правовой информации «Образование»).

Обращаем внимание, что в 2017/2018 учебном году утверждены следующие нормативные правовые акты:

постановление Министерства образования Республики Беларусь         от 24 ноября 2017 г. № 144 «О типовых штатах и нормативах численности работников государственных центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации»;

постановление Министерства образования Республики Беларусь          от 23 мая 2018 г. № 46 «О внесении дополнения в постановление Министерства образования Республики Беларусь от 16 августа 2011 г. № 233», которым внесено дополнение в Положение о центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации в части рекомендаций по составлению заключения центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (далее – ЦКРОиР).

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Учебные планы специального образования на уровне дошкольного образования

В учреждениях образования образовательный процесс осуществляется в соответствии с учебными планами специального образования на уровне дошкольного образования на 2018/2019 учебный год, утвержденными постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 30 июля 2018 г. № 81.

Обращаем внимание, что направления коррекционных занятий в работе с детьми с ОПФР при сочетании нескольких нарушений определяются в соответствии с заключением ЦКРОиР.

Программы специального образования на уровне дошкольного образования

В образовательном процессе используются учебные программы, программы коррекционных занятий, программы ранней комплексной помощи, утвержденные Министерством образования Республики Беларусь. В работе с детьми с нарушениями зрения рекомендуется использование адаптированного варианта учебной программы дошкольного образования. Электронные версии программ специального образования, адаптированного варианта учебной программы дошкольного образования размещены на национальном образовательном портале adu.by в разделе «Педагогам» / «Специальное образование» (  http://adu.by/ru/uchitelyu/spetsialnoe-obrazovanie.html) и на сайте   http://asabliva.by/ в разделе «Учебные планы, программы, учебники, пособия».

В работе с детьми дошкольного возраста с трудностями в обучении, с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата наряду с соответствующими программами для специальных дошкольных учреждений рекомендуется использовать учебную программу дошкольного образования. Специфика ее реализации для данных категорий детей определяется условиями, выбором средств, форм, методов, специальных приемов обучения воспитанников; организацией адаптивной образовательной среды с учетом потребностей детей.

В работе с детьми с нарушением слуха, с тяжелыми нарушениями речи, с интеллектуальной недостаточностью содержание учебных программ по образовательным областям распределяется с учетом учебных планов специального образования на уровне дошкольного образования на 2018/2019 учебный год.

Учебные издания

В 2018/2019 учебном году при реализации образовательных программ специального образования на уровне дошкольного образования необходимо использовать учебные издания, получившие гриф «Рекомендовано Научно-методическим учреждением «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь». Перечень рекомендованных учебных изданий размещен на национальном образовательном портале adu.by в разделе «Педагогам» / «Специальное образование» (  http://adu.by/ru/uchitelyu/spetsialnoe-obrazovanie.html).

Обращаем внимание, что для воспитателей дошкольного образования, работающих с детьми дошкольного возраста с нарушениями зрения, подготовлены примерные технологические карты занятий по образовательным областям «Ребенок и общество», «Элементарные математические представления», «Ребенок и природа», «Развитие речи и культура речевого общения», «Искусство», «Обучение грамоте». Предлагаемые образцы технологических карт отражают особенности внедрения адаптированного содержания учебной программы дошкольного образования в образовательный процесс с детьми с нарушениями зрения. Электронная версия примерных технологических карт размещена на национальном образовательном портале adu.by в разделе «Педагогам» / «Специальное образование» (  http://adu.by/ru/uchitelyu/spetsialnoe-obrazovanie.html) и на сайте   http://asabliva.by/ в разделе «Учебные планы, программы, учебники, пособия».

Допускается использование в образовательном процессе учреждений образования в специально организованной и нерегламентированной деятельности воспитанников с ОПФР, а также при проведении коррекционных занятий с ними, учебных наглядных и учебно-методических пособий, изданных для учреждений дошкольного образования (учебно-методический комплекс «Мои первые уроки», учебные наглядные пособия серий «Мир детства», «Умней-ка», «Страницы родной земли»).

При использовании учебных изданий для учреждений дошкольного образования педагогическим работникам необходимо учитывать структуру и степень тяжести нарушения, уровень актуального развития и возможности ребенка с ОПФР, его индивидуальные особенности. Формулировка заданий, содержание игр, упражнений и другого материала при необходимости могут адаптироваться. Рекомендуется использовать различные виды педагогической поддержки: ориентировочную основу действий (опорные сигналы, речевые образцы, алгоритмы), стимулирующую помощь, выбор оптимального объема материала и темпа выполнения задания.

На национальном образовательном портале adu.by в разделе «Электронное обучение» / «Электронные образовательные ресурсы» / «Специальное образование» / «Дети дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью» ( http://e-vedy.adu.by/course/index.php?categoryid=63) размещены электронные учебно-методические комплексы по образовательным областям «Развитие речи», «Обучение грамоте», «Ребенок и общество», «Ребенок и природа», «Искусство», «Элементарные математические представления». В разделе «Электронное обучение» / «Дистанционный всеобуч» / «Конкурс «Компьютер. Образование. Интернет» (  http://e-asveta.adu.by/index.php/koi/konkurs-koi) представлен каталог творческих проектов победителей республиканского конкурса «Компьютер. Образование. Интернет», который постоянно пополняется.

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

В соответствии со статьей 147 Кодекса Республики Беларусь об образовании (далее – Кодекс) основными формами организации образовательного процесса в специальных дошкольных учреждениях являются игра, занятие. Продолжительность занятий, распорядок дня воспитанников регламентированы Санитарными нормами и правилами «Требования для учреждений дошкольного образования», утвержденными постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 25.01.2013 № 8.

Психолого-педагогическое обследование воспитанников является частью образовательного процесса и осуществляется в начале и в конце учебного года в течение одной-двух недель в зависимости от формы организации образовательного процесса и тяжести физических и (или) психических нарушений. Психолого-педагогическое обследование осуществляется в рамках проведения коррекционных занятий и фиксируется в журнале учета проведенных занятий и посещения их детьми на соответствующих страницах.

В период каникул занятия не проводятся, организуется физкультурно-оздоровительная и художественно-эстетическая работа с воспитанниками, формы которой регламентированы типовым учебным планом дошкольного образования по образовательным областям «Физическая культура», «Искусство», и нерегламентированная деятельность воспитанников (игра и другие виды самостоятельной деятельности).

Обращаем внимание, что при организации образовательного процесса с детьми с ОПФР на уровне дошкольного образования необходимо руководствоваться инструктивно-методическим письмом Министерства образования Республики Беларусь «Об организации образовательного процесса в учреждениях дошкольного образования в 2018/2019 учебном году».

Кроме того, на национальном образовательном портале adu.by в разделе «Педагогам» / «Специальное образование» (  http://adu.by/ru/uchitelyu/spetsialnoe-obrazovanie.html) размещены материалы по особенностям организации и содержания коррекционных занятий с детьми с аутистическими нарушениями, проведения логопедического массажа в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи, оформления заключений ЦКРОиР.

Особенности организации образовательного процесса в разновозрастной группе

В специальном дошкольном учреждении при реализации образовательных программ специального образования воспитанники раннего и дошкольного возраста могут объединяться в разновозрастную группу (в возрасте от 1 года до 7(8) лет). Наполняемость разновозрастной группы зависит от структуры и степени тяжести физических и (или) психических нарушений и возраста воспитанников.

Возможны следующие варианты объединения воспитанников в разновозрастные группы:

объединение в группу воспитанников смежного возраста 2 и 3 года, 4 и 5 лет, 5 и 6 лет, 6 и 7 (8) лет;

объединение в группу воспитанников относительно контрастного возраста – 2 и 4 года, 3 и 5 лет, 4 и 6 лет, 5 и 7 (8) лет;

объединение в группу воспитанников резко контрастного возраста – 2 года и 5 лет, 3 года и 6 лет, 4 года и 7(8) лет.

В разновозрастных группах распорядок дня является единым для всех воспитанников, но с учетом возрастных возможностей, способностей и потребностей детей вносятся некоторые изменения в режимные процессы. С младшими воспитанниками режимные процессы начинаются на 10-15 минут раньше (в другом порядке происходит лишь подъем воспитанников после дневного сна – первыми встают на 10-15 минут раньше старшие воспитанники). Эти режимные моменты необходимы для того, чтобы воспитанники разного возраста, объединенные в одну группу, последовательно и постепенно переходили от одного вида деятельности к другому.

При определении общего распорядка дня для воспитанников двух смежных возрастов за основу берется распорядок дня воспитанников старшего возраста, трех-четырех возрастов – распорядок дня для воспитанников среднего возраста (от 4 до 5 лет).

При наличии в группе воспитанников в возрасте до 1,5 лет устанавливается два дифференцированных режима, так как для детей данного возраста предусмотрено два дневных сна.

Специально организованную деятельность в разновозрастной группе можно осуществлять с применением следующих подходов к организации занятия, игры:

поэтапное начало занятия, игры, которое предполагает последовательное включение воспитанников в деятельность (начинается занятие с одной возрастной подгруппой (старшей), затем подключаются воспитанники более младшей возрастной категории);

одновременное начало занятия, игры во всех возрастных подгруппах и поэтапное завершение занятия, игры, которое предполагает последовательное завершение деятельности в соответствии с возрастными возможностями воспитанников;

проведение занятия с каждой возрастной подгруппой воспитанников.

Приоритетной формой специально организованной деятельности воспитанников разновозрастной группы является интегрированное занятие, которое предполагает объединение содержания образовательных областей.

Особенности организации адаптивной образовательной среды

Развивающая предметно-пространственная среда в учреждениях образования должна быть:

содержательно-насыщенной в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями воспитанников, программами специального образования;

трансформируемой при изменении образовательной ситуации и с учетом интересов и познавательных возможностей воспитанников;

полифункциональной в целях разнообразного использования составляющих предметной среды (предметов, не обладающих жестко закрепленным способом употребления, пригодных для использования в разных видах детской активности, в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре);

вариативной для обеспечения в групповых помещениях пространства для игровой деятельности, конструирования, моделирования, уединения, иных целей и наличия разнообразных материалов для самостоятельной творческой деятельности воспитанников в соответствии с их выбором;

доступной для детей с ОПФР во всех помещениях, где осуществляется образовательный процесс, а также предоставляющей свободный доступ к играм, игрушкам, учебным изданиям, необходимым для различных видов детской активности;

безопасной для воспитанников, обеспечивающей надежность и безопасность использования всех ее элементов.

В 2018/2019 учебном году необходимо обеспечить проведение мероприятий по созданию безбарьерной среды жизнедеятельности в учреждениях образования. Обращаем внимание, что протоколом заседания коллегии Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 21 февраля 2018 г. № 2-3 утверждены и направлены для практического применения в работе Методические рекомендации по определению доступности объектов и адаптации услуг, предоставляемых населению, с учетом особых потребностей инвалидов (письмо Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 01.03.2018 № 6-12/731). Методические рекомендации устанавливают основные подходы к обследованию объектов среды жизнедеятельности и оказываемых в них услуг и учитываются при проектировании новых, реконструируемых, подлежащих капитальному ремонту и приспосабливаемых зданий и сооружений. Они распространяются на функционально-планировочные элементы зданий и сооружений, их участки или отдельные помещения, доступные для инвалидов и физически ослабленных лиц (входные узлы, коммуникации, пути эвакуации, помещения (зоны) обслуживания и др.).

Особенности организации интегрированного обучения и воспитания

В 2018/2019 учебном году необходимо продолжить работу по обеспечению качества организации и содержания образовательного процесса в условиях интегрированного обучения и воспитания.

В целях оказания логопедической помощи детям с ОПФР, обучающимся в условиях интегрированного обучения и воспитания по учебному плану специального дошкольного учреждения для детей с нарушениями психического развития (трудностями в обучении), учебному плану специального дошкольного учреждения для детей с интеллектуальной недостаточностью, учитель-дефектолог группы интегрированного обучения и воспитания, специальной группы имеет право в рамках учебных часов, выделенных на проведение коррекционных занятий, проводить занятия по коррекции нарушений речи с воспитанниками, для которых это необходимо. В заключениях ЦКРОиР у таких воспитанников в разделе «Рекомендации» должна быть запись «Занятия по коррекции нарушений речи».

Пример. Обучение и воспитание по образовательной программе специального образования на уровне дошкольного образования по учебному плану специального дошкольного учреждения для детей с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) в учреждении дошкольного образования в группе интегрированного обучения и воспитания в 2018/2019 учебном году. Занятия по коррекции нарушений речи.

Учитель-дефектолог самостоятельно определяет направление коррекционных занятий, в рамках которого будет проводиться данная работа.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ И РУКОВОДИТЕЛЕЙ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ 

Важнейшее значение для эффективного функционирования системы специального образования имеет повышение квалификации педагогических работников, рост их профессионализма, мастерства и творчества.

С целью обеспечения условий для повышения профессиональной компетентности педагогических работников в государственном учреждении образования «Академия последипломного образования» (далее – АПО) в 2018/2019 учебном году планируется проведение повышения квалификации и тематических семинаров.

Подробная информация о курсовых и межкурсовых мероприятиях, рекомендации по содержанию и организации методической работы с педагогическими работниками в 2018/2019 учебном году размещены на сайте АПО (www.academy.edu.by).

В Институте повышения квалификации и переподготовки учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка» реализуются образовательные программы повышения квалификации для специалистов системы специального образования (учителей-дефектологов, учителей, воспитателей дошкольного образования, педагогов-психологов и других категорий педагогических работников учреждений образования, реализующих образовательные программы специального образования).

Подробная информация представлена на сайте www.ipkip.bspu.by.

В Институте инклюзивного образования учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка» функционирует Республиканский ресурсный центр инклюзивного образования (далее – РРЦИО). РРЦИО представляет собой инновационное научно-образовательно-методическое подразделение нового типа. Его деятельность направлена на ресурсное обеспечение образовательной деятельности в сфере инклюзивного образования (научное, информационное, методическое, дидактическое, консультационное); популяризацию в обществе сущности, ценностей, принципов инклюзивного образования; формирование позитивного отношения к детям с особенностями психофизического развития и норм толерантного поведения в инклюзивном пространстве учреждений образования разных уровней и видов.

Подробная информация о деятельности РРЦИО размещена на сайте  http://iio.bspu.by.