Государственное учреждение образования

                                         «Специальный детский сад №1 г.Гомеля для детей с тяжелыми нарушениями речи»

246032, г.Гомель, ул.50 лет БССР, 19, тел. +375232602174, +375232573077,  E-mail:Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Время работы: 07.00-17.30 

"О работе педагогических коллективов учреждений образования, реализующих образовательную программу специального образования в 2016/2017 учебном году"

Общие положения: В новом учебном году деятельность системы специального образования будет направлена на: реализацию государственных гарантий прав в сфере образования лиц с особенностями психофизического развития (далее – ОПФР), соблюдение законодательства об образовании;

            развитие инклюзивных процессов в образовании; 

совершенствование системы выявления и учета лиц с ОПФР;

повышение уровня межведомственного взаимодействия в решении вопросов обучения и воспитания лиц с ОПФР;

создание безопасной, здоровьесберегающей, психологически и эмоционально комфортной и адаптивной среды для воспитанников;

совершенствование качества образовательного процесса, в том числе через разработку и внедрение образовательных стандартов специального образования на уровне дошкольного образования, использование современных информационных коммуникационных технологий;

расширение форм сотрудничества с семьей воспитанников с ОПФР;

выполнение мероприятий подпрограммы «Развитие системы специального образования» Государственной программы «Образование и молодежная политика» на 2016-2020 годы.

II.        НОРМАТИВНОЕ ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

В 2016/2017 учебном году при организации деятельности учреждений образования, реализующих образовательные программы специального образования на уровне дошкольного образования, необходимо руководствоваться действующими нормативными правовыми актами, размещенными в официальных источниках.

Напоминаем, что нормативные правовые акты, инструктивно-методические письма и иные материалы по вопросам специального образования размещены на интернет-портале Министерства образования Республики Беларусь  http://www.edu.gov.by (раздел «Специальное образование») и на сайте отдела специального образования Министерства образования Республики Беларусь  http://www.asabliva.by (раздел «Правовая информация»).

При организации образовательного процесса в учреждениях образования, реализующих образовательные программы специального образования на уровне дошкольного образования, необходимо учитывать в работе документы дошкольного образования, которые размещены на интернет-портале Министерства образования Республики Беларусь (раздел «Дошкольное образование»).

По всем вопросам функционирования, не урегулированным нормативной правовой базой специального образования, учреждения образования, реализующие образовательные программы специального образования на уровне дошкольного образования, осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

III. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

В учреждениях образования, реализующих образовательные программы специального образования на уровне дошкольного образования, образовательный процесс осуществляется в соответствии с учебными планами специального образования на уровне дошкольного образования, утвержденными постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 8 июня 2015 г. № 47.

В работе с детьми дошкольного возраста с нарушениями зрения, с трудностями в обучении, с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата наряду с соответствующими программами для специальных дошкольных учреждений рекомендуется использовать учебную программу дошкольного образования. Специфика ее реализации для данных категорий детей будет проявляться в определении условий, выборе средств, форм, методов, специальных приемов обучения воспитанников; организации адаптивной образовательной среды с учетом потребностей детей.

В работе с детьми с нарушением слуха, с тяжелыми нарушениями речи, с интеллектуальной недостаточностью материал соответствующих программ адаптируется и перераспределяется с учетом образовательных областей и коррекционных занятий учебных планов специального образования на уровне дошкольного образования. Например, в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи при реализации образовательной области «Искусство» используется программный материал разделов «Изобразительная деятельность», «Музыкальное воспитание», «Художественная литература», «Конструирование» программы «Воспитание и обучение детей с тяжелыми нарушениями речи» (2007), при реализации образовательных областей «Ребенок и общество» и «Ребенок и природа» перераспределяется материал разделов «Ознакомление с окружающим миром», «Игра», «Трудовое воспитание», «Формирование навыков социального взаимодействия», «Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания» указанной программы. Другие примеры адаптации разделов действующих учебных программ для специальных дошкольных учреждений представлены в инструктивно-методических письмах за период с 2012 по 2015 годы.

В работе с детьми с аутистическими нарушениями используются программы и учебные издания, разработанные в помощь педагогам, внедрение которых позволяет оказывать коррекционную помощь детям с аутистическими нарушениями качественно и системно, с учетом передовых научных идей и знаний разных специалистов (приложение 1).

К началу 2016/2017 учебного года запланировано издание следующих программ коррекционных занятий учебных планов специального образования на уровне дошкольного образования:

программа коррекционных занятий «Развитие познавательной деятельности» учебного плана специального дошкольного учреждения для детей с нарушением слуха I-VI годы обучения;

программа коррекционных занятий «Развитие слухового восприятия и обучение произношению» учебного плана специального дошкольного учреждения для детей с нарушением слуха I-VI годы обучения;

программа коррекционных занятий «Социально-эмоциональное развитие» учебного плана специального дошкольного учреждения для детей с интеллектуальной недостаточностью I-V годы обучения;

программа коррекционных занятий «Логоритмические занятия»учебного плана специального дошкольного учреждения для детей с тяжелыми нарушениями речи (заикание) I-IV годы обучения;

программа коррекционных занятий «Развитие слухового восприятия» учебного плана специального дошкольного учреждения для детей с нарушением слуха (для детей раннего и дошкольного возраста с нарушением слуха, компенсированным кохлеарным имплантом).

Электронные версии программ специального образования будут размещены на национальном образовательном портале adu.by и на сайте отдела специального образования asabliva.by.

В 2016/2017 учебном году при реализации образовательных программ специального образования на уровне дошкольного образования рекомендуется использовать учебные издания, получившие гриф «Рекомендовано Научно-методическим учреждением «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь» (приложение 1). Допускается использование в образовательном процессе учреждений образования, реализующих образовательные программы специального образования, учебных наглядных и учебно-методических пособий, изданных для учреждений дошкольного образования.

В современном информационном обществе большое внимание уделяется использованию электронных образовательных ресурсов. Напоминаем, что на национальном образовательном портале adu.by в разделе «Электронные образовательные ресурсы»/«Специальное образование»/«Дети дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью» размещены электронные учебно-методические комплексы по образовательным областям «Развитие речи», «Обучение грамоте», «Ребенок и общество», «Ребенок и природа», «Искусство», «Элементарные математические представления», а в разделе «Медиатека» представлен каталог творческих проектов победителей республиканского конкурса «Компьютер. Образование. Интернет», который постоянно пополняется.

Вопросы научно-методического обеспечения специального образования на уровне дошкольного образования находятся в компетенции лаборатории специального образования (+375 17 229 19 74) и отдела методического обеспечения специального образования (+375 17 292 86 16) Научно-методического учреждения «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь (далее – НИО). В настоящее время в НИО реализуется научно-исследовательская работа по разработке методического обеспечениякоррекционных занятий для учреждений образования, реализующих образовательные программы специального образования на уровне дошкольного образования, которое включает методики коррекционной работы с различными категориями воспитанников с ОПФР, методические рекомендации по проведению коррекционных занятий (календарно-тематическое планирование, дидактические сценарии коррекционных занятий). Регулярно на национальном образовательном портале adu.by размещается информация о новинках учебного книгоиздания, организуются онлайн-консультации специалистов по различным проблемам специального образования, принять участие в которых может любой зарегистрированный пользователь.

IV. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Образовательный процесс в учреждениях образования, реализующих образовательные программы специального образования на уровне дошкольного образования, организуется в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании (далее – Кодекс), которым закреплены основы государственной политики и государственные гарантии прав в сфере образования.

При организации образовательного процесса в учреждениях образования, реализующих образовательные программы специального образования на уровне дошкольного образования, воспитанники объединяются в группы:

первого раннего возраста (до одного года);

второго раннего возраста (от одного года до двух лет);

первую младшую (от двух до трех лет);

вторую младшую (от трех до четырех лет);

среднюю (от четырех до пяти лет);

старшую (от пяти до семи (восьми) лет);

разновозрастную (от одного года до семи (восьми) лет).

Комплектование специальных групп, групп интегрированного обучения и воспитания осуществляется в соответствии со ст. 268 Кодекса. В специальном дошкольном учреждении по решению учредителя может быть установлена меньшая наполняемость групп.

Срок получения образования лицом, осваивающим содержание образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования, соответствует сроку получения дошкольного образования и на основании заключения государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации может быть увеличен на срок от одного года до двух лет.

Распорядок дня воспитанников в учреждении образования должен предусматривать:

гигиенически обусловленную длительность сна, бодрствования воспитанников различных возрастных групп;

достаточное пребывание на свежем воздухе;

осуществление оздоровительных и профилактических мероприятий;

проведение образовательного процесса (занятий), включающего рациональное сочетание различных по характеру видов деятельности, умственных и физических нагрузок.

Длительность занятий с воспитанниками в возрасте от 2 до 3 лет и от 3 до 4 лет должна составлять до 10-15 минут, с воспитанниками в возрасте от 4 до 5 лет – до 20-25 минут, с воспитанниками в возрасте от 5 до 7 (8) лет — до 30-35 минут, физкультурные минутки — не менее      1,5-2 минут.

Продолжительность перерывов между занятиями должна быть    10-12 минут. Во время перерывов проводятся подвижные игры умеренной интенсивности.

В начале и конце недели должны предусматриваться облегченные по содержанию и умственной нагрузке занятия. Домашние задания во всех возрастных группах задаваться не должны.

При организации образовательного процесса в группе кратковременного пребывания специального дошкольного образования с воспитанниками проводится работа по своевременной социализации в коллективе сверстников и взрослых, формированию основ готовности к обучению на следующем уровне образования. Группы кратковременного пребывания детей функционируют по гибкому режиму от 2 до 5 раз в неделю в зависимости от пожеланий законных представителей воспитанников.

Опыт работы групп кратковременного пребывания для детей с нарушением слуха обобщен государственным специальным дошкольным учреждением «Республиканский центр для детей дошкольного возраста с нарушением слуха» и будет представлен на сайте asabliva.by в разделе «Педагогический опыт».

Особого внимания требует организация образовательного процесса для детей с нарушением слуха, компенсированным кохлеарным имплантом. В последние годы в Республике Беларусь значительно снижен возраст детей, которым выполняется операция кохлеарной имплантации (до 1 года). Это создает благоприятные условия для достижения ребенком уровня слухоречевого развития, соответствующего нормативным показателям, уже к трем годам. 

Важно учитывать, что на начальных этапах (в первые 1 – 1,5 года после подключения речевого процессора кохлеарного импланта) приоритетным направлением коррекционной работы с детьми выступает развитие слухового восприятия. Целью этой работы является ознакомление ребенка со звуками окружающего мира, формирование точных и прочных слуховых представлений, создание базы  для овладения устной речью на основе подражания (так, как это происходит у детей с сохранным слухом). В связи с этим важно, чтобы с ребенком занимался учитель-дефектолог, имеющий специализацию в области сурдопедагогики, т.е. владеющий методами и приемами развития слухового восприятия у детей.

На последующих этапах обучения и воспитания возможно осуществление коррекционно-развивающей работы совместно сурдопедагогом и учителем-логопедом, поскольку первостепенной задачей становится развитие на базе сформированного слуха речи (фонетического, лексического и грамматического уровней) ребенка с нарушением слуха, компенсированным кохлеарным имплантом. При этом задачи развития слухового восприятия также остаются актуальными.

В 2016 году Министерством образования Республики Беларусь была утверждена программа коррекционных занятий с детьми с кохлеарными имплантами раннего и дошкольного возраста «Развитие слухового восприятия». Обращаем особое внимание на структурирование материала программы коррекционных занятий, необходимость четкого соблюдения принципа диагностической основы обучения, учета «слухового возраста» ребенка с кохлеарным имплантом.

Различные аспекты организации образовательного процесса в учреждениях образования, реализующих образовательные программы специального образования, в 2016/2017 учебном году будут рассматриваться в рамках следующих международных и республиканских мероприятий:

международная конференция «Инклюзивные процессы в образовании», октябрь 2016 г.;

республиканский научно-практический семинар «Обучение дошкольников с интеллектуальной недостаточностью: опыт, проблемы, перспективы», март 2017 г.

Напоминаем, что в 2016/2017 учебном году состоятся следующие республиканские конкурсы:

«Современные технологии в специальном образовании», ноябрь-декабрь 2016 г.;

«Компьютер. Образование. Интернет», май 2017 г.

V. НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА УРОВНЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Работа с детьми с аутистическими нарушениями. В последние годы в республике наблюдается значительное увеличение количества детей с аутистическими нарушениями. В настоящее время в банке данных о детях с ОПФР их число составляет 804 человека (для сравнения: 2010 г. – 404, 2012 – 470, 2014 – 639).

При организации образовательного процесса для данной категории воспитанников в качестве специального условия, без реализации которого освоение обучающимися содержания образовательных программ затруднено, выступает наличие отдельного сопровождающего педагогического работника.

В соответствии с постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 06.06.2016 № 26 в разделе «2. Специалисты» приложения к постановлению Министерства труда Республики Беларусь от 28 апреля 2001 г. № 53 «Об утверждении квалификационного справочника должностей служащих» квалификационные характеристики должностей «Воспитатель дошкольного образования» и «Воспитатель» изложены в новой редакции. Так как данная категория детей может посещать и учреждения дошкольного образования, и учреждения общего среднего образования, и учреждения специального образования, расширены должностные обязанности воспитателей дошкольного образования и воспитателей для работы как с группой обучающихся, так и с обучающимися с ОПФР, нуждающимися в персональном сопровождении.

Так, при наличии в группе учреждения дошкольного образования детей с аутистическими нарушениями, которым необходимо персональное сопровождение, кроме воспитателя дошкольного образования, который работает с группой воспитанников, дополнительно может вводиться должность воспитателя дошкольного образования, в должностные обязанности которого входит работа с воспитанниками с ОПФР, нуждающимися в персональном сопровождении.

Целесообразность персонального сопровождения ребенка с ОПФР определяется специалистами психолого-медико-педагогической комиссии государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации.Введение штатной численности воспитателей дошкольного образования, воспитателей (для работы с обучающимися, нуждающимися в персональном сопровождении) производится по решению государственного органа, осуществляющего финансирование учреждения образования. Расчет штатной численности производится с учетом количества обучающихся с ОПФР, нуждающимися в персональном сопровождении, продолжительности их нахождения в учреждении образования, степени тяжести физических и (или) психических нарушений обучающихся, продолжительности рабочего времени в неделю воспитателя дошкольного образования (воспитателя) и т.д. Условия оплаты труда вышеуказанных должностей определены постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 21 января 2000 г. № 6. Данным педагогическим работникам устанавливается повышение за особый характер труда в процентном отношении от тарифной ставки 1-го разряда.

Работа с семьей. Взаимодействие педагогического коллектива учреждений образования, реализующих образовательные программы специального образования на уровне дошкольного образования, с семьями воспитанников является важным фактором в деле включения их в образовательный процесс. Семья является институтом первичной социализации и образования, который оказывает большое влияние на развитие ребенка в младенческом, раннем и дошкольном возрасте. Поэтому педагогам необходимо учитывать в своей работе такие факторы, как условия жизни в семье, состав семьи, ее ценности и традиции, а также уважать и признавать способности и достижения родителей в деле воспитания и развития их детей.

Обращаем внимание, что законные представители воспитанников с ОПФР имеют право на:

защиту прав и законных интересов воспитанников;

получение полной и достоверной информации о видах, методах и ходе проведения психолого-медико-педагогического обследования ребенка с ОПФР и его результатах;

присутствие при проведении психолого-медико-педагогического обследования воспитанника с ОПФР;

ознакомление с ходом и содержанием образовательного процесса, результатами учебной, воспитательной и коррекционно-педагогической деятельности;

присутствие на занятиях;

получение консультаций и посещение организуемых специальным дошкольным учреждением занятий в целях приобретения специальных знаний по вопросам воспитания и обучения воспитанников с ОПФР;

ознакомление при зачислении в специальное дошкольное учреждение со свидетельством о государственной регистрации, с уставом, учебно-программной документацией.

Тесное сотрудничество с семьей делает успешной работу учреждений образования. Только в диалоге обе стороны могут узнать, как ребенок ведет себя в другой жизненной среде. Обмен информацией о ребенке является основой для воспитательного и образовательного партнерства между законными представителями ребенка и педагогами, то есть для открытого, доверительного и интенсивного сотрудничества обеих сторон в общем деле образования и воспитания детей, что является предпосылкой для обеспечения их полноценного развития.

Диалог позволяет совместно анализировать поведение или проблемы ребенка, выяснять причины проблем и искать подходящие возможности их решения. В диалоге проходит консультирование законных представителей по поводу лучшей стратегии в образовании и воспитании, согласование мер, которые могут быть предприняты со стороны педагогического коллектива учреждения образования и семьи. Педагоги поддерживают семью в деле развития ребенка и при необходимости привлекают других специалистов и службы. Уважение, сопереживание и искренность являются важными позициями, способствующими позитивному проведению диалога. Диалог с законными представителями необходим также для планирования педагогической работы. Знание педагогами семейного уклада доверенных им детей позволяет эффективнее решать образовательные задачи, передавая детям дополнительный опыт. Педагоги, в свою очередь, также делятся информацией с законными представителями о своей работе и о поведении детей во время пребывания в учреждении образования. Родители, как правило, хотят знать о возможностях сотрудничества, способствующего адаптации ребенка к учреждению образования, его развитию, эффективному использованию предлагаемых форм коррекционно-педагогической работы. В этом случае ситуативное взаимодействие способно стать настоящим образовательным партнерством.

В сочетании с традиционными формами взаимодействия с законными представителями воспитанников рекомендуется использовать такие виды онлайн­общения в сети, как сайт учреждения образования, электронная почта, вебблог, вебфорум, онлайн­семинары и онлайн-консультации и др.

Интегрированное обучение и воспитание.В 2015/2016 учебном году осуществлялось изучение состояния работы по организации интегрированного обучения и воспитания детей с ОПФР на уровнях дошкольного и общего среднего образования в Могилевской, Минской, Гомельской и Гродненской областях. Анализ деятельности управлений образования облисполкомов, отделов образования, спорта и туризма гор(рай)исполкомов, учреждений образования по организации интегрированного обучения и воспитания показал, что в регионах проводится большая работа по организации интегрированного обучения и воспитания детей с ОПФР и совершенствованию качества образовательного процесса.

Вместе с тем, в 2016/2017 учебном году необходимо продолжить работу по развитию сети интегрированного обучения и воспитания: создание групп интегрированного обучения и воспитания в учреждениях дошкольного образования, исключив из практики случаи зачисления в пункты коррекционно-педагогической помощи воспитанников с тяжелыми нарушениями речи, которым рекомендовано обучение и воспитание по образовательным программам специального образования на уровне дошкольного образования; увеличение количества опорных учреждений образования по осуществлению интегрированного обучения и воспитания.

Необходимо совершенствовать кадровое обеспечение интегрированного обучения и воспитания. Педагогические работники, реализующие образовательные программы специального образования, должны иметь необходимую подготовку и соответствующую квалификацию. Особого внимания требует проведение методической работы с воспитателями, работающими в условиях групп интегрированного обучения и воспитания. При планировании заседаний методических объединений, семинаров, групповых консультаций нужно учитывать конкретные запросы педагогических работников, категории детей, с которыми они работают, особенности реализации учебных программ. В ходе проведения методических мероприятий должны демонстрироваться специфические приемы работы педагогов с детьми с ОПФР.

По-прежнему актуальными остаются задачи создания безбарьерной, адаптивной образовательной среды, особенно при организации образовательного процесса для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, детей с аутистическими нарушениями. Не всегда имеются необходимые помещения для работы учителя-дефектолога в группах интегрированного обучения и воспитания.

По итогам изучения состояния работы по организации интегрированного обучения и воспитания детей с ОПФР будут подготовлены методические рекомендации.

Инклюзивное образование. Обращаем внимание, что в 2015-2016 годах утверждены Концепция развития инклюзивного образования лиц с особенностями психофизического развития в Республике Беларусь (далее – Концепция) (приказ Министра образования Республики Беларусь от 22 июля 2015 г. № 608) и План мероприятий по реализации в 2016-2020 годах Концепции развития инклюзивного образования лиц с особенностями психофизического развития в Республике Беларусь.

Согласно Концепции в реализации инклюзивного образования принимают участие учреждения специального образования, функции и направления деятельности которых существенно расширяются. Учреждения специального образования координируют работу в регионе по формированию толерантного отношения к обучающимся с ОПФР, демонстрируют на конкретных примерах возможности и достижения этих детей. Этому будет способствовать проведение в регионах инклюзивных творческих, спортивных и физкультурно-оздоровительных мероприятий, конкурсов с участием обучающихся с ОПФР и их законных представителей и освещение их в средствах массовой информации.

Напоминаем, что информация о значимых мероприятиях, состоявшихся в регионе, предоставляется для размещения на сайте отдела специального образования Министерства образования Республики Беларусь asabliva.by по адресу Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">asabliva@gmail.com в течение 3 рабочих дней после их проведения, анонс планируемых мероприятий – не менее, чем за неделю до проведения. Материалы оформляются в виде отдельного файла, они должны быть достоверны и грамотны, фото детей досылаются с согласия их законных представителей.

В учреждениях специального образования как структурное подразделение рекомендуется создавать ресурсные центры, где концентрируются материальные, методические и иные ресурсы для работы с лицами с ОПФР конкретной нозологической группы. Ресурсные центры будут способствовать повышению профессиональной компетентности педагогических работников, осуществляющих инклюзивное образование, привлечению законных представителей обучающихся к более активному участию в образовании своих детей. Повышение роли и ответственности законных представителей обучающихся с ОПФР в получении образования рекомендуется осуществлять через включение законных представителей лиц с ОПФР в состав органов самоуправления учреждением образования (попечительские советы, родительские комитеты и др.).

Создание безопасных условий при организации образовательного процесса. Учреждения образования, реализующие образовательные программы специального образования на уровне дошкольного образования, обязаны обеспечивать создание безопасных условий при организации образовательного процесса (статья 20 Кодекса).

Основные направления работы по созданию безопасных условий при организации образовательного процесса включены в должностные обязанности руководителя учреждения образования, его заместителей, воспитателя дошкольного образования, руководителя физического воспитания. Кроме того, в должностных обязанностях руководителей учреждений образования, реализующих образовательные программы специального образования на уровне дошкольного образования, их заместителей и иных педагогических работников в обязательном порядке должна быть закреплена ответственность за необеспечение безопасных условий обучающихся во время их пребывания в учреждении образования.

Медицинскому работнику учреждения образования необходимо ежемесячно анализировать заболеваемость по обращениям обучающихся, все случаи травм, использовать результаты анализа для оказания необходимой медицинской помощи. Обобщенную информацию о травмах по региону необходимо предоставлять в Министерство образования один раз в квартал в соответствии с Приложением 2. Вопросы состояния травматизма обучающихся и обеспечения безопасности образовательного процесса необходимо ежегодно рассматривать на заседаниях советов отделов (управлений) образования, спорта и туризма рай(гор)исполкомов, администраций районов в городах, педагогических советов учреждений образования, анализировать причины получения травм обучающимися во время образовательного процесса, а также устранять условия, способствующие их получению.

С целью предупреждения травмоопасных ситуаций, причинения ущерба здоровью воспитанников пешеходные дорожки на территории учреждения образования должны быть ровными, без выбоин. Игровые площадки оборудуются многофункциональными песочницами с закрывающимися крышками. Песок для наполнения песочниц завозится из специально установленных для этого мест с подтверждающими документами о содержании в нем природных радионуклидов и солей тяжелых металлов (свинец, кадмий). Ежегодно в весенний период, а также по эпидемическим показаниям и при видимом загрязнении должна проводиться смена песка в песочницах. Перед игрой песок должен быть слегка увлажнен и перелопачен. На ночь песочницы должны закрываться крышками.

Подбор видов зеленых насаждений должен обеспечивать наличие зелени в течение всего года. Не допускается использовать для озеленения территории деревья, кустарники и травы с ядовитыми плодами и колючками.

Физкультурно-спортивное и игровое оборудование на территории учреждения образования, спортивный инвентарь по конструкции, размерам, применяемым материалам должны соответствовать возрастным и психофизическим особенностям воспитанников, требованиям технических нормативных правовых актов, содержащих обязательные для исполнения требования.

В учреждениях образования должно быть обеспечено должное санитарно-техническое состояние здания, помещений, коммуникаций и санитарно-технического оборудования. Запрещается проведение текущего и капитального ремонтов здания, помещений и коммуникаций учреждения дошкольного образования в условиях пребывания воспитанников.

Стационарное оборудование в групповых помещениях должно быть надежно закреплено к стене или полу. Не допускается использование и хранение в помещениях с пребыванием воспитанников неисправного оборудования, мебели и инвентаря. Моющие средства и средства дезинфекции должны храниться в промаркированных емкостях в недоступном для воспитанников месте.

Должна предусматриваться солнечная защита групповых с зоной отдыха, игральных, спален, залов для музыкальных занятий и занятий по физической культуре, палат медицинского изолятора при ориентации окон, обращенных на азимуты 275°. В качестве солнечной защиты могут использоваться раздвигающиеся жалюзи, шторы из хлопчатобумажных и других тканей, обладающие достаточной степенью светопропускания и хорошими светорассеивающими свойствами. Использование на окнах декоративных штор запрещается.

Руководитель учреждения образования должен информировать органы и учреждения, осуществляющие госсаннадзор, а также иные уполномоченные органы и организации, об аварийных ситуациях в здании и на территории учреждения образования, создающих угрозу санитарно-эпидемическому благополучию.

Для посещения плавательного бассейна у каждого воспитанника должны быть купальные принадлежности (плавки, резиновая шапочка, полотенце, мыло, губка) и расческа. После однократного использования купальные принадлежности обрабатываются в домашних условиях или в учреждении образования (полотенца и плавки стираются в прачечной, шапочки и губки обрабатываются дезинфицирующим раствором, затем тщательно промываются).

При проведении занятий плаванием в плавательном бассейне должны соблюдаться следующие требования:

перед началом и после занятий проводится помывка воспитанников в душе (температура воды 36 - 37 °C);

занятия плаванием должны быть организованы по подгруппам с количеством 10 - 12 воспитанников;

одновременные занятия плаванием в двух подгруппах могут проводиться в ваннах плавательного бассейна шириной 6 м и длиной 10 - 12,5 м и при наличии двух педагогических работников;

длительность занятий плаванием предусматривается от 15 до 30 минут (в зависимости от возраста воспитанников);

перерывы между занятиями плаванием устанавливаются продолжительностью 25 - 30 минут;

занятия должны проводиться не ранее чем через 30 - 40 минут после приема пищи:

утром с 7.30 до 8.30 после легкого завтрака;

с 9.30 до 12.30 после завтрака;

с 15.15 до 17.00 после дневного сна.

Вне зависимости от времени пребывания воспитанников в учреждении образования, реализующем образовательные программы специального образования на уровне дошкольного образования, должны соблюдаться требования к устройству и содержанию территории и здания учреждения, режиму деятельности учреждения, установленные Санитарными нормами и правилами «Требования для учреждений дошкольного образования».

Инновационная деятельность. Порядок организации и проведения инновационной деятельности в учреждениях образования определяется Инструкцией о порядке осуществления экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 1 сентября 2011 г. № 251.

В 2016/2017 учебном году продолжится реализация инновационных проектов по темам:

«Внедрение модели развития речевых способностей детей с тяжёлыми нарушениями речи средствами изобразительного творчества в учреждении дошкольного образования и семье» (2014-2017 гг.) (государственные учреждения образования «Дошкольный центр развития ребенка ”Солнышко“ г. Копыля»; «Ясли-сад № 22 г. Молодечно» Минской области);

«Внедрение модели формирования речекоммуникативных умений у детей с общим недоразвитием речи в образовательный процесс учреждения дошкольного образования» (2015-2017 гг.) (государственные учреждения образования «Дошкольный центр развития ребенка ”Медуница“ г. Гомеля»; «Ясли-сад № 28 г. Гомеля»; «Специальный ясли-сад № 99 г. Гомеля с тяжелыми нарушениями речи»);

«Внедрение модели создания толерантной образовательной среды при организации интегрированного обучения и воспитания в учреждениях дошкольного образования» (2014-2017 гг.) (государственные учреждения образования «Ясли-сад № 10 г. Пинска» Брестской области; «Дошкольный центр развития ребенка а.г. Поречье» Гродненской области; «Ясли-сад а.г. Индура» Гродненской области; «Ясли-сад № 34 г. Могилева»).

Общее руководство инновационной деятельностью в учреждениях дошкольного, общего среднего, специального образования, учреждениях дополнительного образования детей и молодежи, воспитательно-оздоровительных учреждениях образования, социально-педагогических учреждениях, специальных учебно-воспитательных учреждениях, специальных лечебно-воспитательных учреждениях, учреждениях дополнительного образования взрослых осуществляется государственным учреждением образования «Академия последипломного образования» (далее – АПО) совместно с областными (Минским городским) институтами развития образования. Справочные материалы для учреждений образования, примеры инновационного опыта размещаются на сайте АПО в разделе «Сопровождение инновационной деятельности в учреждениях образования» ( http://www.academy.edu.by/component/content/article/ 57/233-2012-02-12-11-02-25.html).

VI. ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ СИСТЕМЫ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Одним из важнейших направлений непрерывного образования педагогических работников системы специального образования является повышение квалификации.

В государственном учреждении образования «Академия последипломного образования» осенью 2016 года будет осуществляться набор в группы переподготовки по трем специальностям (заочная форма обучения):

«Интегрированное обучение и воспитание в школьном образовании» (квалификация «учитель-дефектолог»);

«Интегрированное обучение и воспитание в дошкольном образовании» (квалификация «учитель-дефектолог»);

«Логопедия» (квалификация «учитель-логопед»).

Повышение квалификации кадров образования в АПО во втором полугодии 2016 года предусмотрено в трех основных направлениях:

$11.       Повышение квалификации руководящих работников и педагогов учреждений дошкольного образования, работающих в условиях интегрированного обучения и воспитания, и не имеющих специального образования:

заведующих и заместителей заведующих по основной деятельности учреждений дошкольного образования по теме «Специфика образовательного процесса с детьми с особенностями психофизического развития» (24.10.2016-28.10.2016);

воспитателей групп интегрированного обучения и воспитания по теме «Коррекционная направленность процесса обучения детей с особенностями психофизического развития» (28.11.2016-02.12.2016).

$12.            Повышение квалификации руководящих работников, педагогических работников учреждений специального образования:

директоров и заместителей директоров центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации «Эффективный менеджмент функционирования и развития учреждений специального образования» (31.10.2016-04.11.2016);

педагогических работников, являющихся специалистами психолого-медико-педагогических комиссий центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Гомельской области «Актуальные вопросы деятельности психолого-медико-педагогических комиссий центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации» (05.12.2016-09.12.2016);

воспитателей центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (05.09.2016-09.09.2016);

воспитателей специальных дошкольных учреждений, специальных групп для детей с тяжелыми нарушениями речи (05.12.2016-09.12.2016).

$13.       Повышение квалификации учителей-дефектологов:

учителей-дефектологов центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, специальных дошкольных учреждений, пунктов коррекционно-педагогической помощи учреждений дошкольного образования по теме «Дифференциальная диагностика речевых нарушений и сходных состояний» (29.08.2016 - 02.09.2016);

учителей-дефектологов групп интегрированного обучения и воспитания (19.09.2016-23.09.2016);

учителей-дефектологов пунктов коррекционно-педагогической помощи учреждений дошкольного образования (26.09.2016-30.09.2016);

учителей-дефектологов специальных дошкольных учреждений, специальных групп для детей с тяжелыми нарушениями речи по теме «Использование средств логопедической ритмики в коррекционно-педагогической работе учителя-дефектолога» (24.10.2016-28.10.2016);

учителей-дефектологов специальных дошкольных учреждений, специальных групп для детей с тяжелыми нарушениями речи (12.12.2016 - 16.12.2016);

учителей-дефектологов центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (12.12.2016 - 16.12.2016).

Предусмотрено также повышение квалификации на платной основе учителей-дефектологов, воспитателей учреждений специального образования по теме «Технология обобщения, описания и представления эффективного опыта педагогической деятельности». Прохождение такого повышения квалификации рекомендуется всем педагогическим работникам, готовящимся к сдаче квалификационного экзамена на присвоение и подтверждение высшей квалификационной категории.

Повышение квалификации в рамках всех указанных направлений и тем планируется реализовывать и в 2017 году.

Уточнять тематику и сроки повышения квалификации в 2017 году на бюджетной и на платной основе необходимо на сайте АПО, а также по телефону +375 17 285 78 44.

В Институте повышения квалификации и переподготовки учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка» (далее – ИПКиП БГПУ) реализуются образовательные программы повышения квалификации специалистов системы специального образования (учителей-дефектологов, учителей, воспитателей, педагогов-психологов и других категорий педагогических работников, реализующих образовательные программы специального образования).

В 2016/2017 учебном году будут реализованы следующие образовательные программы повышения квалификации:

научно-методические основы интегрированного обучения и воспитания детей дошкольного возраста (05.09.2016-09.09.2016);

коррекционно-развивающая работа с детьми дошкольного возраста с нарушением слуха (10.10.2016-14.10.2016);

использование обучающих программ в системе коррекционно-педагогической работы по формированию социально-бытовой компетенции у детей (31.10.2016-04.11.2016);

коррекционно-педагогическая работа с детьми с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями (25.11.2016-29.11.2016).

Занятия групп, полностью укомплектованных педагогическими работниками одного учреждения образования (района, города в количестве 25-30 человек), могут быть проведены на базе учреждения образования (в период каникул, 1-2 раза в неделю – по согласованию с администрацией) или на базе ИПКиП БГПУ. Проведение занятий на базе учреждения образования имеет ряд преимуществ, поскольку позволяет в удобное время и без отрыва от работы повысить квалификацию педагогических работников. Командировочные расходы преподавателей ИПКиП БГПУ при проведении занятий на базе учреждений образования оплачиваются за счет принимающей стороны. По окончании обучения выдается свидетельство государственного образца о повышении квалификации.

На основании приказа Министерства образования Республики Беларусь от 15.10.2015 № 778 в БГПУ утверждены квалификационные комиссии и проводится квалификационный экзамен для учителей-дефектологов и воспитателей на присвоение (подтверждение) высшей категории.

Дополнительная информация на сайте – www.ipkip.bspu.by.

Справки по телефонам: +375 (17) 277-10-90, +375 (17) 380-25-76 (повышение квалификации, стажировка, квалификационный экзамен).

Информацию просим направлять по почтовому адресу:

220030 г. Минск, ул. Советская, 18, ИПКиП БГПУ и на адрес электронной почтыЭтот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">ipk@bspu.by.

При организации образовательного процесса с детьми с ОПФР на уровне дошкольного образования следует также учитывать инструктивно-методические письма:

«О работе педагогических коллективов учреждений образования, реализующих образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования, образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, в 2016/2017 учебном году»;

«Об организации летней оздоровительной работы в учреждениях дошкольного образования».


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Перечень учебных изданий,

рекомендованных для использования в учреждениях образования,

реализующих образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью

При организации образовательного процесса с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи:

Ребенок и общество

Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи

Формирование произносительной стороны речи

1. Кислякова, Ю.Н. Ребенок и общество: способы познания окружающего мира детьми с тяжелыми нарушениями речи: учебно-методическое пособие для педагогов учреждений образования, реализующих образовательную программу специального     образования на уровне дошкольного образования. - Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2015.

5. Кислякова, Ю.Н., Былино, М.В. Развитие речи дошкольников в играх и упражнениях: учебное наглядное пособие для педагогов учреждений образования, реализующих образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования. Мозырь: Белый Ветер, 2015.