Государственное учреждение образования

                                         «Специальный детский сад №1 г.Гомеля для детей с тяжелыми нарушениями речи»

246032, г.Гомель, ул.50 лет БССР, 19, тел. +375232351174, +375232350377,  E-mail:Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Время работы: 07.00-17.30 

Что необходимо для нормального становления речевой деятельности?

Прежде всего необходимо, чтобы у ребенка:

достигли определенной степени зрелости различные структуры головного мозга;

правильно и координированно работали голосовые и дыхательные системы, органы артикуляции;

были достаточно развиты слух и зрение, двигательные навыки, эмоции;

формировалась потребность в общении.

Овладение речевой деятельностью предполагает:

способность говорить;

способность понимать сказанное. 

Речь в своем развитии проходит определенные этапы.

ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШЕСТИ МЕСЯЦЕВ

Очень важно уже с первых дней рождения ребенка все время говорить с ним, интонацией и ритмом выражать свое отношение, подкреплять речь улыбкой, хвалить его. Эмоционально насыщенная речь (интонация, паузы, сопровождение речи мимикой и движениями головы, рук и т.д.) доступнее пониманию ребенка, способствует более полноценному развитию малыша.

Ребенок заражается Вашей речевой и эмоциональной активностью, стремится подражать Вам.

Изоляция ребенка, дефицит эмоциональных контактов может порождать задержку в развитии и изменения личности.

Основания для беспокойства: Ребенок не реагирует на звуки, не поворачивает голову в сторону взрослого; у него отмечаются недостаточная интонационная выразительность, немодулированность крика, отсутствие подготовительного кряхтенья перед криком, однообразное гуление, отсутствие смеха; не формируется избирательное внимание к речи окружающих.

7-10 МЕСЯЦЕВ

Ребенок вступает в общение со взрослым и начинает исследовать различные предметы, включая собственные конечности. Формируется имитационное подражание звучащей речи: тон, ритм, темп, мелодика, интонация. На 7-8-м месяце ребенок понимает многие слова, узнает названия некоторых предметов, которые ему показывают. Развивается отраженный лепет - повторение за взрослым и самолепет - собственная речевая активность. С 9 месяцев ребенок начинает понимать простые словесные инструкции, дополненные жестами. В 8-9 месяцев интенсивно развивается понимание речи, возрастает стремление контактировать со взрослым, активно используя игрушки.

Основания для беспокойства: отсутствие или рудиментарность лепета (нет повторения за взрослым), невыполнение простых словесных команд, отсутствие подражательных игровых действий. 

10-12 МЕСЯЦЕВ

Основания для беспокойства: ребенок не реагирует на свое имя; отмечается отсутствие лепетных слов (би-би, ав-ав, бах, дай и др).

1-3 ГОДА

После года развитие речи идет стремительно. Возрастает потребность ребенка в речевом общении. У малыша появляется желание не только узнать, что это за предмет, но и что с ним можно делать, для чего он нужен. Если взрослые не поддерживают обращений ребенка, то заглушается потребность в общении, задерживается развитие активной речи.

Основания для беспокойства: стойкое и длительное по времени отсутствие речевого подражания новым для ребенка словам. (Такая остановка может быть при нормальном развитии речи, но не далее полугода после появления первых трех-пяти слов.) При появлении речевого подражания ребенок, как правило, воспроизводит часть вместо целого слова или искажает его, использует аморфные слова. Например: дека - девочка, пику - купи, пэха - хлеб.

Ребенок не строит из накопленных слов предложений. Не появляются глаголы.

Ребенок строит предложения, но их грамматическое оформление грубо искажено, например: Аня хочет нет - я не хочу.

В возрасте 3 лет не говорит о себе в первом лице (не пользуется местоимением "я").

Во время речи кончик языка высовывается между зубами. Звуки произносятся с "хлюпаньем", имеют носовой оттенок.

4-5 ЛЕТ

Основания для беспокойства: у ребенка ограничен бытовой словарь, он не может или затрудняется сгруппировать и назвать предметы по общему признаку, одним словом: овощи, ягоды, деревья, мебель и т.д.; затрудняется заменить слово синонимом: собака-пес, пачкать-грязнить, смотреть-глядеть и т.д.; подобрать к слову антоним: холодный-горячий, улыбаться-хмуриться и т.д. Ребенок неактивен в речевом общении. Он не может связно рассказать о происходящих событиях, неправильно произносит звуки, искажает слоговую структуру слов (пропускает или переставляет слоги в словах).

5-6 ЛЕТ

К старшему дошкольному возрасту ребенок овладевает:

самостоятельной монологической речью, умением поддерживать беседу (задавать вопросы и отвечать на них);

звуковой формой слов;

значением слов;

грамматическим строем речи.

Помимо правильного внешнего оформления, высказывание должно быть содержательным, понятным и эмоционально выразительным.

У ребенка должна быть сформирована не только разговорная устная речь, но и готовность к обучению письменной речи - чтению и письму.

ПРОЯВЛЕНИЯ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ

Нарушение звукопроизношения: неправильное артикулирование звуков, пропуски, замена звуков.

Нарушение слоговой структуры слова.

Лексические недостатки: бедный словарный запас, непонимание значение и смысла слов.

Неправильное грамматическое оформления высказывания.

Нарушение связного высказывания (развертывания, прогнозирования, высказывания).

Мелодико-интонационные недостатки: отклонения в голосоподаче, нарушение силы, высоты, тембра голоса, нарушение выразительных средств устной речи.

Темпо-ритмические недостатки: ускоренный или замедленный темп речи, запинки, спотыкание, необоснованные остановки в речи, скандирование (послоговое произнесение) слов.

Отклонения в развитии речи могут проявляться в нарушении способности как говорить, так и понимать.

Расстройства речи могут проявляться изолированно и в различных комбинациях.

Особую группу составляют дети с нарушениями слуха. Для диагностирования их состояния понадобится сделать ребенку аудиограмму, получить консультацию у отоларинголога, сурдопедагога.

ЛИТЕРАТУРА

Л.Р. Давидович, Т.С. Резниченко. Ребенок плохо говорит? Почему? Что делать? М., 2001.