Государственное учреждение образования

                                         «Специальный детский сад №1 г.Гомеля для детей с тяжелыми нарушениями речи»

246032, г.Гомель, ул.50 лет БССР, 19, тел. +375232351174, +375232350377,  E-mail:Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Время работы: 07.00-17.30 

 Мир ребенка, его жизнь - всецело игра, потому что в игре он необычайно велик!

 подготовила воспитатель высшей квалификационной категории Семеницкая В.В.

         В последние годы наблюдается значительное снижение уровня речевого развития дошкольников. Это связывают с ухудшением здоровья детей и другими причинами. В связи с этим вопросы развития речи очень актуальны.

Речь — одна из важных линий развития ребенка. Она тесно связана с интеллектуальным развитием ребенка, оказывает огромную услугу в познании окружающего мира. Хорошая речь — это залог успешного обучения детей в школе.

 

        Речь детей развивается стремительными темпами, и в норме уже к пяти годам заканчивается ее естественное становление. Это означает, что ребенок правильно произносит все звуки родного языка, имеет значительный словарный запас, освоил основы грамматического строя речи, владеет начальными формами связной речи (диалогом и монологом), позволяющими ему свободно общаться.

 Для того чтобы речь ребенка развивалась активно и правильно, ребенок должен быть окружен вещами, которые можно рассмотреть, изучить, чтобы результаты отобразить в слове.

 Начинать работу по развитию речевой активности нужно с создания  развивающей речевой среды, которая должна способствовать реализации следующих поставленных задач:

 1) развивать произносительную  и связную сторону речи;

 2) активизировать словарь детей;

 3) формировать грамматический строй речи;

 4) развивать мелкую моторику руки.

 Решить поставленные задачи лучше всего педагогам помогает игровая деятельность, так как игра имеет особое значение. Игровое общение это базис, в рамках которого происходит формирование и совершенствование речевой активности ребёнка.

 С помощью игры мы можем развивать речевое творчество, обогащать и активизировать речь детей.

 У детей дошкольного возраста она составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность, тесно переплетаясь с трудом и обучением. Многие серьезные дела у ребенка приобретают форму игры. В нее вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает; в процессе игры активно работают его воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления. Игра выступает как важное средство развития речевой активности дошкольников.

 Развивающаяся речь способствует развитию личности в целом, и любая из сторон развития ребенка прямо или косвенно влияет на расширение, уточнение и развитие активного и пассивного словаря.

 Развитие игровой деятельности непосредственно связано с развитием речевой активности. Это связано прежде всего с тем, что чем больше ребенок узнает об окружающем мире, тем больше он переносит в игровую деятельность слов, действий, пополняя активный и пассивный словарь.

      Общая характеристика развития игровой деятельности

В раннем детстве возникают и начинают развиваться элементы ролевой игры. В ролевой игре дети удовлетворяют свое стремление к совместной жизни со взрослыми и в особой, игровой форме воспроизводят взаимоотношения и трудовую деятельность взрослых людей.

В период дошкольного детства игра становится ведущим видом деятельности, но не потому, что ребенок, как правило, большую часть времени  проводит в развлекающих его играх,- игра вызывает качественные изменения в речи ребенка.

Собственно игровое действие будет происходить только тогда, когда ребенок под одним действием подразумевает другое, под одним предметом - другой. Игровое действие носит знакомый (символический) характер. Именно в игре наиболее ярко обнаруживается формирующаяся знаковая функция сознания ребенка. Ее проявление в игре имеет свои особенности: игровые заместители предметов могут иметь значительно меньшее сходство с самими предметами, чем, например, рисунок с изображаемой действительностью. Однако игровые заместители должны давать возможность действовать с ними так, как с замещаемым предметом. Поэтому, давая свое название избранному предмету-заместителю и приписывая ему определенные свойства, ребенок учитывает и некоторые особенности самого предмета-заместителя.

В игре ребенку впервые открываются отношения, складывающиеся между людьми в процессе трудовой деятельности, их права и обязанности, отражают окружающее и их многообразие действительности. Отражаемая в детских играх действительность становится сюжетом ролевой игры. Дети 5-7 лет играют не только в дочки-матери, в гости, в детский сад, но и в строительство моста, в запуск космического корабля. У старших дошкольников часто встречаются игры, которые используют и дошкольники среднего и младшего возраста (дочки-матери, детский сад, гараж и т.д.), но они в старшем возрасте разыгрываются по-разному. У детей старшего дошкольного возраста в центр ставятся внутренние социальные отношения моральные соображения.

В условиях игры дети сосредотачиваются лучше и запоминают больше, чем в специально организованном обучении. Сознательная цель (сосредоточить внимание, запомнить и припомнить) выделяется для ребенка раньше и легче всего в игре.

Игровая ситуация и действия с ней оказывают постоянное влияние на умственное развитие ребенка дошкольного возраста и поэтому дает толчок для развития речевой активности ребенка.

Продуктивные виды деятельности ребенка - рисование, конструирование - на разных этапах дошкольного детства тесно слиты с игрой.