Государственное учреждение образования

                                         «Специальный детский сад №1 г.Гомеля для детей с тяжелыми нарушениями речи»

246032, г.Гомель, ул.50 лет БССР, 19, тел. +375232602174, +375232573077,  E-mail:Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Время работы: 07.00-17.30 

 Основными задачами детского сада по физическому воспитанию дошкольников являются:

  • - Охрана и укрепление здоровья детей.
  • - Формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребёнка в соответствии с его индивидуальными особенностями, развитие физических качеств.  -Создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности.
  • - Воспитание потребности в здоровом образе жизни.
  • - Обеспечение физического и психического благополучия.

Успешное решение поставленных задач возможно лишь при условии комплексного использования всех средств физического воспитания: рациональный режим, питание, закаливание (в повседневной жизни; специальные меры закаливания) и движение (утренняя гимнастика, развивающие упражнения, спортивные игры, физкультурные занятия).

Причём, чтобы обеспечить воспитание здорового ребёнка, работа в нашем детском саду строится по нескольким направлениям:

  • Создание условий для физического развития и снижения заболеваемости детей.
  • Повышение педагогического мастерства и деловой квалификации воспитателей детского сада.
  • Комплексное решение физкультурно-оздоровитеьных задач в контакте с медицинскими работниками.
  • Воспитание здорового ребёнка совместными усилиями детского сада и семьи.

Для полноценного физического развития детей, реализации потребности в движении в детском саду созданы определённые условия.

В группах созданы уголки физической культуры, где располагаются различные физические пособия, в том числе и для профилактики плоскостопия. В детском саду оборудован физкультурный зал для физкультурных занятий с разнообразным физкультурным оборудованием. Всё это повышает интерес малышей к физкультуре, увеличивает эффективность занятий, позволяет детям упражняться во всех видах основных движений в помещении.

На территории детского сада  имеется спортивная площадка с «полосами препятствий» (рукоходы, дуги, мишени для попадания в цель, яма для прыжков в длину), гимнастическими стенкам, футбольными воротами.

В целях оздоровительной и лечебно-профилактической работы с детьми нами была разработана система профилактической и коррекционной работы.

2. В настоящее время проблемы здоровья и подготовки детей к школе стали особенно актуальными в связи с устойчивой тенденцией ухудшения здоровья детей и подростков. В детских садах используется большое количество инновационных технологий, вариативных и дополнительных программ. Объем познавательной информации постоянно увеличивается, и растет доля умственной нагрузки в режиме дня.

В связи с этим стоит острая проблема организации здоровье-сберегающего пространства в условиях дошкольного учреждения, а именно создание высоко гигиеничной, развивающей предметной среды, использование современных средств лечебно-профилактической работы, организация эмоционально насыщенной, психологически комфортной оздоровительной жизнедеятельности, использование новых технологий, предоставление максимально возможной двигательной активности.

Мы предполагаем, что оздоровление дошкольников будет более эффективно с применением здоровьесберегающих образовательных технологий в образовательном процессе детского сада.

Работа по сохранению и укреплению здоровья проводится через все ведущие виды деятельности, ведется на занятиях, во время игр, режимных моментов.

Понятие “здоровьесберегающая технология” – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

Мы, в тесном взаимодействии с воспитанниками, с их родителями, с медицинским работником, с коллегами – планируем свою работу с учетом приоритетов сохранения и укрепления здоровья участников воспитательного процесса. Нет какой–то одной единственной технологии здоровья. Здоровьесбережение может выступать как одна из задач некоего образовательного процесса. Это может быть образовательный процесс медико-гигиенической направленности (осуществляемые при тесном контакте педагог – медицинский работник – ребенок); физкультурно-оздоровительной направленности; экологической (создание гармоничных взаимоотношений с природой) и др. Только благодаря комплексному подходу к воспитанию дошкольников могут быть решены задачи формирования и укрепления здоровья. Цель здоровьесберегающих технологий – обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья за период пребывания в детском саду, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Изучив различные формы оздоровительно-развивающей работы, мы создали свою систему физкультурно-оздоровительной и профилактической работы, которую ежедневно применяем в своей работе по сохранению здоровья: закаливание (соблюдение температурного режима, правильно организованные прогулки, соблюдение сезонной одежды, обширное умывание, полоскание ротовой полости водой комнатной температуры,  использование дорожек “здоровья”).

Для повышения уровня двигательной активности детей в группах созданы физкультурный уголок, где дети занимаются как самостоятельно, так и совместно со взрослыми, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей подобрано спортивное оборудование; атрибуты для подвижных и спортивных игр; спортивный комплекс имеется нестандартное оборудование. Нестандартное оборудование – это всегда дополнительный стимул физкультурно-оздоровительной работы.

Воспитанники нашего детсада ежегодно отдыхают в санаториях  Беларуси. Под санаторно-курортным лечением понимается комплексная лечебно-профилактическая помощь, оказываемая в специализированных учреждениях и основанная на природных факторах санаторно-курортнойзоны, таких как минеральные воды, лечебные грязи, термальные источники и т.д. При этом сочетание лечебных методик, таких как физиотерапевтические процедуры, лечебная гимнастика, массаж, медикаментозное лечение, диетическое питание, может быть самым разнообразным и назначается индивидуально для каждого ребёнка, в соответствии с характером и степенью его заболевания, наличием или отсутствием сопутствующих заболеваний, противопоказаний и общим состоянием.

ПРИМЕРНЫЕ ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ

НА ОЗДОРОВЛЕНИЕ ДЕТЕЙ.

ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ НОСА, ГОРЛА.

        Первая задача при таких заболеваниях восстановить носовое дыхание. Воздух в носовых ходах очищается, увлажняется, согревается. Выдыхаемый воздух через нос несет с собой тепло и влагу для слизистой оболочки носовых ходов, предохраняет ее от переохлаждения, сухости, инфицирования.

        Рекомендуются игры и упражнения игрового характера с произношением во время выдоха различных звуков, стихотворных строк, во время ходьбы – звукоречевая гимнастика, которая является своеобразным вибромассажем, способвствующим уменьшению бронхоспазма.

«ШАРИК».

ЦЕЛЬ ИГРЫ: восстановление носового дыхания, формирование углубленного дыхания, правильного смыкания губ, ритмирование.

ОБОРУДОВАНИЕ: фанты.

ХОД ИГРЫ:

        Дети садятся полукругом. Ведущий предлагает «надуть шарик». Дети должны надуть шар: широко развести руки в стороны и глубоко вдохнуть воздух носом, выдохнуть его в воображаемый шарик через рот – «ф-ф-ф»,- медленно соединяя ладони под шариком. Затем по хлопку ведущего шарик лопается – дети хлопают в ладоши. Из шарика выходит воздух: дети на выдохе произносят звук «ш-ш-ш», делая губы хоботком и складывая руки на коленях. Шарик надувают 2-5 раз. Тот, кто сделал лучше всех – получает фант.

ПРАВИЛО: вдох должен быть глубоким при надувании шарика.

«КТО ГРОМЧЕ?»

ЦЕЛЬ: тренировка дыхательной мускулатуры.

ХОД ИГРЫ:

        Соревнуется небольшая группа детей. Дети садятся вокруг воспитателя, принимают правильную осанку, губы смыкают. Указательный палец надо положить на боковую сторону носа, плотно прижимая крыло носа. Глубоко вдохнуть открытой половинкой носа, при  этом рот закрыт, и на выдохе произносить «Ммм..м», одновременно похлопывая указательным пальцем по крылу открытой половинки носа. При этом получается длинный скандированный выдох.

        Упражнение – игра повторяется, дети поочередно прижимают то правую, то левую половину носа.

ДЛЯ ЧАСТОБОЛЕЮЩИХ ДЕТЕЙ.

Подбираются подвижные игры, направленные на всестороннее развитие детей, воспитание полезных навыков и качеств, стимулирующие естественные движения детей: ходьбу, бег, лазание, перелезание, ползание, метание и др.

«ПОЙМАЙ МЯЧ».

ЦЕЛЬ: развитие внимания, быстроты реакции, скорости, ловкости, ориентировки на местности; общефизиологическое воздействие.

ОБОРУДОВАНИЕ: мяч.

ХОД ИГРЫ:

        Дети рассчитываются по порядку номеров и образуют круг. Первый номер – водящий, встает в середину круга, в руках у него мяч. Подбросив его вверх, водящий называет номер; вызванный игрок должен подскочить и поймать мяч в воздухе.

ПРАВИЛА:

1.     если игрок поймал мяч – он становится водящим.

2.     если игрок не поймал мяч – он становится на место.

3.     играют определенное время.

«ЛИСА-ПЛУТОВКА».

ЦЕЛЬ: развитие умения быстро бегать, прыгать, ориентироваться в пространстве, воспитание решительности в действиях.

ОБОРУДОВАНИЕ: гимнастические скамейки, игрушка лисы.

ХОД ИГРЫ:

        Игроки становятся в круг, плечом к плечу, руки у всех за спиной. Ведущий – воспитатель, обегает круг с внешней стороны, незаметно кладет кому-то из игроков в руку игрушку- лису, становится в центр круга и вместе с детьми громко говорит: «Хитрая лиса, где ты?» «Лиса» прыгает в середину круга и говорит: «Вот я!» и поднимает руку с игрушкой вверх. Играющие разбегаются по площадке и убегают на гимнастические скамейки.

ПРАВИЛА:

  1. кто не успел встать на гимнастическую скамейку или кого«лиса» осалила – выбывают из игры на один кон.

после 3-4 пойманных игроков, игра повторяется.