Государственное учреждение образования

                                         «Специальный детский сад №1 г.Гомеля для детей с тяжелыми нарушениями речи»

246032, г.Гомель, ул.50 лет БССР, 19, тел. +375232602174, +375232573077,  E-mail:Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Время работы: 07.00-17.30 

«Всё ли мы знаем о песке и глине» (старшая группа)

Подготовила:воспитатель высшей квалификационной категории Семеницкая В.В.

Программные  задачи:

- закрепить и систематизировать знания детей о свойствах песка, глины;

- расширить представление об использовании песка, глины, человеком;

- формировать эстетическое отношение к почве родной природы;

- воспитать трудолюбие, аккуратность.

 Коррекционные задачи:

- развивать связную речь при ответах на вопросы;

- обогащать словарь детей словами: рыхлый, сыпучий, песчинки,

- развить мелкую моторику.

Материалы и оборудование: стаканчики с песком и глиной для каждой подгруппы, стаканчики с водой, пластмассовые тарелки, палочки, трубочки для коктейлей, фартуки, салфетки, письмо от верблюда.

Организация детей на занятии

Чтобы данная работа была результативной, необходимо соблюдать следующие правила:

- перед проведением опыта сформулировать перед детьми цель.

- вместе с детьми найти пути ее достижения

- после проведение опыта необходимо привлечь детей к формулированию вывода его результата.

Ход занятия:

Организационный момент.

Воспитатель:

- Ребята, к нам в детский сад пришло письмо. Как вы думаете от кого оно?

(демонстрация конверта)

Дети.

- От верблюда

- Давайте посмотрим, от кого, и правда, ребята, оно пришло от верблюда из пустыни.

(чтение от кого пришло письмо)

- Письмо пришло от Верблюда Дромадера, так зовут всех одногорбых верблюдов.

(чтения письма)

«Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам из жаркого пустынного края одногорбый Верблюд Дромадер. Вокруг меня одни пески: они сыпучие, сухие, при сильном ветре поднимаются вверх и застилают глаза. По песку трудно ходить, поэтому человек путешествует по пустыне на моей спине. А что вы ребята знаете про песок? Я слышал, что есть глинистая почва, по ней, наверное, легче передвигаться. Ребята, расскажите мне о глине. Верблюд Дромадер.» 

Воспитатель:

-Ребята, а что вы знаете о песке?

Дети:

- он сыпучий, сухой, легкий

Воспитатель:

- Ребята, давайте это проверим на опыте.

Воспитатель:

- Тогда приступим к работе, будем изучать песок и глину и сравнивать их. Прежде чем начнем, давайте наденем фартуки и засучим рукава.

Основная часть.

Опыты проводятся в подгруппе из 2 человек.

Опыт №1

Воспитатель предлагает детям взять стакан с песком, высыпать его аккуратно в мисочку; понаблюдать, как высыпался песок; потрясти его из стороны в стороны, проверить, что он легко рассыпается, рассмотреть песчинки, какие они и как они «лежат» друг с другом плотно или нет. Сделать вывод: песок сыпучий, и песчинки лежат в нем отдельно друг от друга.

Опыт №2

Детям предлагается взять пустую мисочку и стаканчик с глиной, высыпать её аккуратно в мисочку; пронаблюдать как высыпалась; потрясти из стороны в сторону; проверить, что глина плохо пересыпается из стороны в сторону; рассмотреть глину. Сделать вывод: глина - не сыпучая, и песок сыплется легче чем глина, и поэтому его называют сыпучий, а глина сыплется комочками.

Опыт №3

Детям предлагается взять трубочку, и по очереди, аккуратно подуть на песок, а затем на глину. Сделать вывод песок легкий, и легко передвигается от воздуха, глина - тяжелая, и не передвигается; песок легче раздувается чем глина.

Опыт №4.

Детям предлагается поставить две миски перед собой с песком и глиной. Взять две палочки и попробовать их «посадить» в песок и глину. Один ребенок «сажает» палочку в песок, другой в глину, затем меняются. Сделать вывод: в песок «посадить» палочку легче, чем в глину, т. к. глина твердая.

Опыт №5

Детям предлагается взять стаканчик с водой, аккуратно вылить воду сначала в глину, затем в песок. Сделать вывод: вода быстрее впитывается в песок, а в глине она «стоит».

Опыт №7.

Детям предлагается взять палочки и попробовать их «посадить» в мокрый песок и в мокрую глину. Сделать вывод: палочку «посадить» в мокрую глину, в мокрый песок тяжелее.

Воспитатель.

- Ребята, мы с вами делали опыты с коричневой глиной, которую чаще всего используют в строительстве, а есть еще серая и голубая, из которой изготавливают различную посуду. Давайте рассмотрим серую.

Дети:

(Рассматривают, щупают, сравнивают с коричневой глиной)

Воспитатель:

- А теперь давайте сами попробуем превратиться в глину и песок, но для этого давайте сначала вытрем руки о влажные салфетки и выйдем на коврик.

Физкультминутка:

Выходите на коврик. Вокруг себя повернитесь и в песчинки превратились. Присели все на корточки

«Дунул сильный ветерок, натворил переполох,

Легкие песчинки – поднял он как пушинки,

И закружил легко.

Но ветер вдруг угомонился, песчинки разом приземлились»

Вокруг себя повернитесь и в глину превратитесь.

«Разгулялся ветерок, поднял снова переполох,

Но глины толстые куски, не поднять ему никак.

Будем дружненько стоять!»

Воспитатель:

- Молодцы ребята мы с вами как артисты сами попробовали стать песчинками песка и глины.

Воспитатель:

- Ребята, а давайте нашему другу Верблюду Дромадеру сделаем подарок: друзей – верблюдов из глины, и отправим их по почте в далекую пустыню. Лепить друзей мы будем за этими столами, сидя подгруппой из 2 человек. Одна подгруппа будет лепить за этим столом, другая вот за этим.

Беседа с детьми, из каких частей состоит верблюд, опираясь на фотографию, которую прислал Дромадер.

- Можно приступать к работе, пододвиньте каждый к себе тарелочку с глиной и смело принимайтесь за работу, сначала лучше всего начать лепить с туловища, скатать колбаску, вытянуть хвостик, затем из ещё одного кусочка глины сделаем горб и налепим его сверху на туловище. Слепим длинную колбаску и сделаем из нее шею и голову, соединим их с туловищем, примажем эти детали. Слепим ему 4 лапы, соединим их с туловищем и сожмем на конце, чтобы нашему верблюду было удобнее ходить по пустыне.

Воспитатель:

- Давайте поставим ваших верблюдов и все вместе посмотрим, какие они получились.

- У перовой группы они получились……

- У второй получились ……..

- Я уверена наши верблюды очень понравятся нашему другу, но только перед тем как мы их отправим, нужно чтобы они подсохли, и тогда они станут крепкими и с ними нечего не случиться в дороге, поэтому пусть они постоят и подсохнут в нашей группе.

Подведение итогов.

Воспитатель.

- Давайте, ребята, вспомним, чем мы сегодня занимались (ответы детей)

- Наше занятие окончено, идите мыть руки.