Государственное учреждение образования

                                         «Специальный детский сад №1 г.Гомеля для детей с тяжелыми нарушениями речи»

246032, г.Гомель, ул.50 лет БССР, 19, тел. +375232602174, +375232573077,  E-mail:Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Время работы: 07.00-17.30 

Трудно быть объективным к своему ребенку. Он ведь самый-самый  умный, добрый, успешный. А вдруг где-то что-то все же не так?

Медики и педагоги знают: в 5-7 ­идет бурное интеллектуальное, физическое и эмоциональное развитие ребенка. Он меняется на глазах! Что касается речи, то в этот периодболее успешно ставятся и закрепляютсязвуки, идет качественное и количественное обогащение словаря, формируются правильные лексико-грамматическиеконструкции. Но одновременновыявляются и явные пробелы  в школьном обучении и воспитании.

 

Это вечное «авось»

Ох уж эта неистребимая надежда, чтовсе само рассосется! Родители надеются, что к школе ребенок «выговорится»,звуки появятся сами, а навыки письма и  чтения сформируются без вмешатолства извне. Хочется напомнить, что чудеса бывают только в сказках. А на деле...

Школа выбрана, счастливые родители, вместе со своим ненаглядным идут на собеседование. И тут слышат правдивую, но не очень приятнуюоценку умений и навыков будущего первоклассника. До школы - меньше года и всю семью начинает лихорадить.С ребенком приходится бегать по логопедам, психологам и педагогам.Ищут виновных:кто-то не научил, не подсказал, вовремя не направил.  

Как же выявить все слабые звенья в дошкольной подготовке и избавить себя и ребенка от нервотрепки? Попробуем перечислить критерии,которые помогут определить готовностьвашего сокровища к школе. Лучше сразуснять розовые очки, забыть о родительском самолюбии и честно ответить на ряд вопросов.

Чужой среди своих?

Сформировался ли ребенок как лич­ность? Это очень важно, ведь в школь­ной жизни ему предстоит ставить перед собой определенные цели и делатъ что­то для их достижения. А для этого необ­ходимо общаться не только с компьюте­ром, но и со множеством людей. Взращенный в тепличных домашних условиях, малыш чувствует себя неуют­но в шумной компании сверстников. Он не сразу находит верный тон в общении. Лихое школьное братство вмиг вычис­ляет „слабака". Оказавшись в изоляции, такой ребенок будет чувствовать себя изгоем. И это притом, что в речевом и интеллектуальном плане он может пре­восходить сверстников (преимущество зыбкое и недолговечное). Человек, как известно, - существо общественпое и развивается в коллективе. Ему необхо­димо общение! Без этой роскоши нет новой информации и развития. Гораздо быстрее адаптируются к школьной жизни выпусники детсада.

Они без труда находят общий язык с од­ноклассниками и учителями,уверены в себе, могут принять самостоятельное решение, отстоять свою точку зрения. Такие малыши приучены работать в коллективе, идут иа компромисс, умеют уступать и считаться с чужиы мнением. Домашним детям освоить зти навыки в 7 лет сложнее. Они, как правило, кап­ризны, эгоцентричны. Для них целая проблема принять участие в общей иг­ре, приспособиться к новым условиям. Конечно, оставлять ребенка с бабушкой или няней удобнее. Но впереди школь­ные и студенческие годы. Сможет ли он прожить их, не умея строить отношения с людьми? Заранее подумайте, какую форму дошкольной подготовки избрать, и главное - в каком учебном заведении.

Ищем пробелы

Как определить, есть ли таковые в рече­вом развитии малыша? Придется учесть несколько моментов:

•  умение правильно (без искажения) произносить все звуки;

•  достаточный объем активного и пас­сивного словаря;

грамматическое оформление речи (согласование и управление слов, уме­ние строить фразу);

•  способность вести диалог;

умение самостоятельно составить рассказ по описанию или по памяти.

Если вам не удается объективно оце­нить это, обратитесь к специалисту. Уж логопед все разложит по полочкам. И не удивляйтесь, если выяснится, что свис­тящие и шипящие ребенка далеки от со­вершенства, а со звуком «Р» - пробле­мы. Фразы и монологи на поверку полу­чились какими-то корявыми, с едва раз­личимым смыслом, не говоря уж о худо­жественном достоинстве. Со вздохом вы констатируете: «Да, явно не Паустовский. И до Л.Н. Толстогодалеко...» А ведь нужно было всего лишь составить описание летнего или осеннего дня. Вывод один - пора незамедлительно начинать работу над звукопроизноше­нием и над составлением устных рас­сказов на любую тему.

Расширяем запасы

Когда речь заходит о словаре, родителипочему-то представляют школьный словарик под редакцией Ожегова. Для нихобследование словаря - это назы­вание слов на определенную букву. На деле определение словарного запаса ре­бенка - занятие трудоемкое. Начните с существительных. К любому предмету (чайник, стул, кресло, машина) ребенок должен назвать части (детали) каждого. Чем больше, тем лучше. Подсказки ис­ключены!  Единственное, что вам позво­лено, - указать ребенку на ту или иную часть (деталь). Ее название должен оз­вучить будущий первоклассник.  Вы мо­жете услышать: «то, на чем сидят» (сиде­нье), «куда грузят» (кузов), «где люди сидят» (салон). В зачет подобные отве­ты не идут, только если со знаком ми­нус. Еще хуже, если ребенок называет кофейник чайником, кресло - стyлом, а пароход - лодкой. Придется призвать на помощь всевозможные картинки и иллюстрации. Сушествуют целые кар­тинные словари для дошкольников. Рассматривая их без спешки, ребенок легко запомнит названия различных предметов, их детали и части. Картинки в этих словарях разбиты по темам: «Ме­бель», «Одежда», «Обувь», «Транспорт» и т.д. Берите тему и прорабатывайте ее во всех направлениях в течение одной или ­двух недель.

После такого тренинга ребенок не толь­ко запомнит массу слов, но и сможет группировать предметы по смыслу. К примеру, когда надо одним словом ска­зать, что такое сливы, яблоки, апельсин, он без запинки ответит: «Фрукты!».  Помимо предметного словаря, обследо­вать предстоит и словарь признаков. Дошкольник 5-7 лет на вопрос: «Какой цветок?» - начинает перечислять: «Кра­сивый, душистый, яркий, экзотический, хрупкий...» А если же ему не удалось вспомнить? Придется вновь брать кар­тинный словарь и прорабатывать тему за темой уже на предмет признаков. Здесь не лишне вспомнить о материа­лах, из которых сделаны разные предме­ты: кубик - пластмассовый, деревянный, бумажный, стеклянный; ручка - деревянная, металлическая, пластико­вая; варенье - клубничное, вишневсе. Образование прилагательных от суще­ствительных дает ребенку массу воз­можностей для словотворчества. Еще интереснее определять,чей хвост у зай­ца, чья лапа у лисы и чье ухо у волка. Держитесь покрепче за стул, чтобы не свалиться от хохота! Нет, возможно, ре­бенок и справится с заданием, сказав: „Заячий хвост, лисья лапа, волчье ухо". Но чаще дошкольники, говоря не­что: «зайчиный», «зайчачий», «зайче­ный», «песина», «лисиная», «волчачье», «волчиное». И это еще не все! При по­добном раскладе придется немало по­трудиться, пока в памяти ребенка не за­крепятся правильные формы притяжа­тельных прилагательных. Поиграйте с малышом в игру «Чей хвост (лапа, ухо, глаза)?». Помимо прилагательных, он вспомнит названия зверей, птиц и насе­комых. А если не поленится, то и их де­тенышей. Этосовсем не лишнее! После этого или параллельно проверьте глагольные формы на наглядной осно­ве. Подойдут любые иллюстрации или фотографии из семейного альбома. Проследите, не путает ли малыш близ­кие по звучанию и значению слова: при­шивает - вышивает - ушивает - пере­шивает - зашивает - нашивает - сши­вает;лепил -слепил - прилепил - об­лелил -залепил и т.д. Обратите внима­ние и на различие временных форм (на­стоящее, прошедшее и будущее): учит­ся - учился - будет учиться. Придется всломнить и слова-предметы, а точнее, связанные с ними слова-действия: ка­рандашом рисуют, штрихуют, чертят, раскрашивают; кошка мяукает, лакает, сидит, лежит, царапается; малыш ша­лит, бежит, плачет, играет и т.д. Гла­гольный словарь корошо проверять и отрабатывать на теме «Профессии». По­вар (что делает?) - варит, режет, шинку­ет, чистит, готовит; продавец - взвешива­ет, торгует, фасует, продает и т.д. Если в семье два дошкольника, все эти словес­ные проверки и игры проводятся как соревнование. Не забудьте о поощрении!

Искусство диалога

Умение вести диалог - весьма полезный навык. Проверьте способность ребенка поддерживать разговор с другимивзрослыми или со сверстниками. Это дается с трудом? Что ж, риторике училиеще в древней Греции. Обсуждайте с малышом буквально все - увиденныйфильм, прочитанную книгу, житейские дела. Пусть учится правильно строить фразу, задавать вопрос, а также слушатьи понимать собеседника.

От диалога переходите к монологу, точнее - к составлению рассказа. Для начала положите перед ребенком сюжетнуюкартинку или фото и послушайте, что он расскажет. Если простоперечислит отдельные предметы, не спешите праздновать победу. До нее еще далеко. Рассказ должен состоять из грамматически верно построенныхфраз, иметь сюжет. Смысл изображенияна картинке, должен быть раскрыт так, чтобы, не видя картинку, представлялось ее содержание. К этому идеалу и надо стемиться. От одной сюжетной картинкипереходите к серии. Для этого вполнеподойдут комиксы.

Надеемся, критерии оценки готовности ребенка к школе вам понятны? Ничего сложного, правда?