Государственное учреждение образования

                                         «Специальный детский сад №1 г.Гомеля для детей с тяжелыми нарушениями речи»

246032, г.Гомель, ул.50 лет БССР, 19, тел. +375232602174, +375232573077,  E-mail:Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Время работы: 07.00-17.30 

Подготовила педагог-психолог ГУО "Специальный детский сад №1 г.Гомеля" Гончарова Наталья Александровна

Родившись, ребенок не просто появляется на свет — он вступает в мир людей, мир человеческой культуры, и в том числе в мир культуры общения между людьми. При этом культура общения для ребенка выступает двояко. Первыми, кто передает ребенку опыт в непосредственном эмоциональном общении, становятся близкие взрослые, и прежде всего мама.

.

Она разговаривает с малышом, используя разные интонации голоса, певуче растягивая звуки (ребенок еще может не понимать слов, а вот интонации улавливает и различает очень хорошо). Мать улыбается, протягивает ему навстречу руки, призывая сделать несколько шагов на неокрепших ножках, обнимает, целует, поглаживает, похлопывает его. Она играет с ним в «ладушки», «козу рогатую»... Ребенок воспринимает эти невербальные послания любви и заботы, реагирует на них так или иначе. Одни его действия одобряются, поощряются взрослым, другие - порицаются: сразу уменьшается распевность интонаций, голос становится более строгим, угасает улыбка, взрослый укоряюще покачивает головой: «Ай-ай-ай» и т. п. Причем степень выражения неодобрения может быть очень разной — от мягкого огорчения, «сыгранного» недоумения до явного недовольства и неприятия. Так ребенок получает первый опыт эмоционального общения и первые наглядно-действенные представления о том, как «можно» и как «нельзя» вести себя с окружающими. Этот процесс научения, передачи культурного опыта происходит неосознанно не только для ребенка, но  чаще всего — и для взрослого, который просто реализует свою потребность в общении с малышом, получая от этого радость.

Однако с каждым ребенком обращается не абстрактный, среднестатистический взрослый, а вполне конкретный родитель человек, живущий в определенном историческом времени и государстве, принадлежащий к определенному слою общества, с определенным уровнем образованности и обшей культуры, в том числе стилем общения, который унаследован им, как правило, от собственных родителей, семьи, где вырос. Этот конкретный взрослый является носителем культуры общения в узком смысле слова. Ребенок, общаясь с матерью и отцом, бабушкой и дедушкой, старшими детьми, если они есть в семье, присваивает именно те мимические выражения, жесты, позы, манеру держать себя, которые наиболее часто употребляются и допускаются в данной «ячейке общества».

Хорошо, если родители выражают свою любовь к ребенку не только в физическом уходе за ним, но и в эмоциональном общении: участливо разговаривают с ним, играют, ласкают его. Хорошо, если в семье царят доверие, доброжелательность, искренняя забота, бережное отношение друг к другу, взаимопомощь. У ребенка, живущего в такой атмосфере, естественно и органично развивается способность к позитивному взаимодействию с окружающим миром. Он растет эмоционально защищенным и уверенным в себе, открытым и общительным. И даже если такой ребенок попадает в конфликтные ситуации (что случается не слишком часто), то легче, конструктивнее справляется с ними и собственными негативными переживаниями. Вот такому достаточно благополучному ребенку практически не требуется специальное обучение, хотя и для него оно может быть увлекательным, приносящим новые впечатления, а значит — и новый опыт.

К сожалению, бывает (и довольно часто), что в семье принят агрессивный, неискренний или эмоционально сухой стиль общения. С малышом разговаривают резким голосом, одергивают, отталкивают от себя, высмеивают его оплошности или общаются с ним мало, внешне безразлично и т. п. Тогда и ребенок будет вести себя соответственно: настороженно-агрессивно или заискивающе, пытаясь хитрить, или замкнуто, не умея наладить контакты с окружающими и т. п. Пока дошкольник воспитывается только в условиях семьи, ограниченность его способов общения может выглядеть не очень проблематично. Трудности со всей очевидностью обнаруживаются, когда ребенок начинает посещать детский сад. Здесь необходимо взаимодействовать со сверстниками, и они чаше всего не спешат на помощь, а наоборот, действуют, исходя из собственных интересов. Эта конкуренция «на равных» может проявляться в довольно жестких формах и разрешаться не самыми культурными, социально одобряемыми средствами.

Детям с подобными проблемами как раз и требуется специальное обучение общению. В нем используются интересные для дошкольников игровые упражнения, которые в детском саду может проводить воспитатель. Хорошо, если такая работа будет поддерживаться родителями: при желании мамам и папам нетрудно освоить эти упражнения и играть вместе с детьми дома.

Независимо от того, кто играет с ребенком, воспитатель или родитель, необходимо, чтобы взрослый сам был эмоционально «включен» в игровое взаимодействие. Иногда, чтобы преодолеть привычные для дошкольника негативные способы общения, настороженность или робость, взрослому важно увлечь его, «заразить» переживанием. А это возможно, если он действительно играет с ребенком, «веря в предлагаемые обстоятельства» с позиции взятой на себя роли. Однако важно и не «переигрывать»: гипертрофированный артистизм может исказить развивающиеся у детей представления о мере чувств и средствах их выражения.                                                                      

Предлагаем несколько игр, которые помогут научить детей простейшим способам невербального общения.

До свидания — здравствуйте!

Взрослый спрашивает, как можно попрощаться движением руки. Если ребенок затрудняется ответить, взрослый показывает жест: подняв руку вверх, машет кистью (от себя). Затем со словом «до свидания» он удаляется от ребенка, прощально помахивая рукой, а со словом «здравствуйте» приближается, протягивая к нему руки с повернутыми вверх раскрытыми ладонями. Пусть ребенок включится в игру, повторяя движения (и слова) вместе со взрослым.

Ласка

Взрослый просит малыша ласково погладить любимую игрушку, выражая свою любовь к ней, приговаривая нежно: «Хорошая, хорошая». Подсказывает: «Загляни ей в глазки ласково, поглаживай мягко, неторопливо, чтоб ей было приятно». Сам может показать движение, исполняя его выразительно, с участием.

Покормим птичку

В гости к детям приходит птичка (кукла, которую держит в руках взрослый, показывая, как она двигается: летает, поворачивает голову. Дети наблюдают).

Взрослый. Давайте покормим птичку, угостим се зернышками.

Дети «насыпают крошки на пол» (жест: рука перед собой, кисть повернута ладонью вниз, потирающее движение пальцами), а птичка клюет их.

Взрослый. Птичке очень понравилось угощенье, она хочет, чтобы вы покормили ее с руки. Только держите ладошки гак, чтобы крошки не просыпались. Не сгибайте пальцы, иначе птичке неудобно будет клевать.

Дети протягивают птичке раскрытые ладони, на которых лежит воображаемый корм. Взрослый   может  спросить,   чем   ребенок  угощает  птичку.   Птичка   клюет  корм   с протянутых ладоней, а в конце игры благодарит детей, кивая головкой.

Прошу, дай мне, пожалуйста

Взрослый. Пришел медвежонок к пчелке и просит меду. Я буду пчелкой, а вы медвежатами. Попросите меду голосом и движением.

Если дети затрудняются, взрослый берет на себя роль медвежонка и, обращаясь к пчелкам, просит ласковым голосом: «Пчелка, пчелка, дай мне меду» (протягивает руку с повернутой вверх раскрытой ладонью). Дети кладут ему на ладонь воображаемое лакомство, и «медвежонок» съедает его с удовольствием, облизываясь. Снова меняются ролями: дети-медвежата просят у взрослого-пчелки меду, а тот угощает только того, кто выражает просьбу ласковым голосом и мягким движением руки. Особенно обращается внимание на то, чтобы просящий смотрел на того, к кому обращается.

ЛИТЕРАТУРА

Пиз А. Язык жестов.— Воронеж, 1992.

Про чудесные превращения и «говорящие» движения // Дети, в школу собирайтесь.— М., 1996. - С. 64-88.

Чистякова М. И. Психогимнастика.— М., 1990.