Государственное учреждение образования

                                         «Специальный детский сад №1 г.Гомеля для детей с тяжелыми нарушениями речи»

246032, г.Гомель, ул.50 лет БССР, 19, тел. +375232351174, +375232350377,  E-mail:Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Время работы: 07.00-17.30 

Музыкотерапия

Музыкотерапия - это воздействие музыки на человека с терапевтическими целями.

Музыка способна изменить душевное и физическое со­стояние человека. Врачуют естественные и искусственные звуки.

Мелодии, доставляющие человеку радость, благотвор­но влияют на организм:

 

       замедляют пульс;

     увеличивают силу сердечных сокращений;

     способствуют расширению сосудов;

     нормализуют артериальное давление;

     стимулируют пищеварение;

     улучшают аппетит;

     облегчает установление контакта между людьми;

     повышают тонус коры головного мозга;

     улучшает обмен веществ;

     стимулируют дыхание и кровообращение;

     усиливают внимание.

Музыка действует избирательно, в зависимости от:

     характера произведения;

     инструмента, на котором исполняется (игра на флейте влияет на кровообращение, флейта - расслабляет).

Самый большой эффект от музыки - профилактика и лечение нервно- психических заболеваний. (В Библии рас­сказывается о том, что игра на арфе уберегла от приступов безумия царя Саула.)

Музыкотерапия организуется в индивидуальной и груп­повой формах. Каждая из этих форм может быть представ­лена в трех видах:

-     рецептивной;

-     активной;

-     интегративной.

Рецептивная музыкотерапия (пассивная) существует в двух видах:

  музыкопсихотерапия - решает задачи нормализа­ции психоэмоционального состояния. Может прохо­дить в различных формах - 1) «музыкальный сон» с последующей беседой и анализом образов (Что «снилось»?); 2) музыкально-образная медитация;

 музыкосоматотерапия - лечебное воздействие му­зыки непосредственно на тело человека. Воздействие осуществляется в процессе прослушивания специаль­но созданных аудиомузыкальных программ («Анти­стрессовая», «Бронхиальная астма», которые помо­гают в лечении соматических заболеваний.

Активная музыкотерапия - активное включение ребен­ка в музыкотерапевтический процесс.

Включает следующие виды:

       вокалотерапия— пение (коррекция психоэмоцио­нального состояния, лечебно-оздоровительное воз­действие) - обучение основам нижнереберно-диафрагмального дыхания;

       кинезитерапия — танцетерапия, хореотерапия, коррекционная ритмика, психогимнастика;

       инструментальная музыкотерапия— игра на музы­кальных инструментах.

Интегративная музыкотериапия — интеграция физио­логии, рефлексотерапии и музыкознания — синтез музы­кального и зрительного восприятия:

      музыкоцветотерапия;

      музыкоизотерапия — восприятие произведений изо­бразительного искусства под музыку или изображе­ние музыки в рисунке.

На некоторых людей музыка влияет более остро, чем слово. Музыка Баха, Моцарта, Бетховена оказывает анти - стрессовое воздействие.

Громкая музыка с подчеркнутыми ритмами ударных инструментов вредна для слуха и для нервной системы, так как: подавляет нервную систему; увеличивает содержание адреналина в крови.

Наибольшим возбуждающим воздействием обладает:

       музыка Вагнера;

       оперетты Оффенбаха;

       «Болеро» Равеля;

       «Весна священная» Стравинского;

       «Каприз № 24» Никколо Паганини.

Это связано с нарастающим ритмом. Эти мелодии должны использоваться в работе с вялыми, паретичными детьми.

Успокаивающее, уравновешивающее действие на нерв­ную систему оказывают:

       музыка Франсиса Гойи;

       «Времена года» Чайковского;

       «Лунная соната» Бетховена;

       фонограмма пения птиц.

Бесшумная обстановка отрицательно влияет на психи­ку человека, поскольку абсолютная тишина не является для него привычным окружающим фоном.

Восприятие музыки не требует предварительной подго­товки и доступно детям самого раннего возраста.

Цель логопедических и логоритмических занятий с ис­пользованием музыкотерапии — создание положительно­го эмоционального фона реабилитации:

-       снятие фактора тревожности;

-       стимуляция двигательных функций;

-       развитие и коррекция сенсорных процессов (ощуще­ний, восприятия, представлений) и сенсорных спо­собностей;

-       растормаживание речевой функции;

-       развитие чувства ритма, темпа, времени;

-       развитие мыслительных способностей и фантазии;

-       развитие вербальных и невербальных коммуника­тивных навыков;

-       нормализация просодической стороны речи.

В дошкольном возрасте седативный или активизирую­щий эффект музыки достигается

       в музыкальном оформлении игр;

       музыкальной релаксации.

Музыкальная ритмика используется при лечении:

       тиков;

       заикания;

       нарушений координации;

       расторможенности;

       моторных стереотипов;

       дыхательных нарушений (в т.ч. и речевого выдоха);

       брадилалии и тахилалии.

Особенности использования:

громкость звучания музыки должна быть строго до­зирована (не громко, но и не тихо); использовать для прослушивания следует те произ­ведения, которые нравятся всем детям; лучше использовать музыкальные пьесы, знакомые детям (не должны отвлекать внимание новизной); продолжительность прослушивания должна состав­лять не более 10 минут одновременно.