Государственное учреждение образования

                                         «Специальный детский сад №1 г.Гомеля для детей с тяжелыми нарушениями речи»

246032, г.Гомель, ул.50 лет БССР, 19, тел. +375232602174, +375232573077,  E-mail:Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Время работы: 07.00-17.30 

Готовимся к школе вместе

Каждый ребенок идет в первый класс с надеждой, что в школе все у него будет хорошо. И учительница будет красивая и добрая, и одноклассники будут с ним дружить, и учиться он будет на пятерки. Но вот проходит несколько недель, и малыш уже без особой охоты собирается утром в школу. С понедельника начинает мечтать о выходных, а из школы приходит уставший и напряженный. В чем же дело? А дело в том, что не оправдались ожидания ребенка, связанные с новой интересной жизнью, а сам он оказался не совсем готовым к той реальности, которая называется «школьные будни».

 

Адаптация к школе - это процесс привыкания к новым школьным условиям, который каждый первоклассник переживает и осознает по-своему. Большинство первоклассников приходят в школу из детского сада. Там были игры, прогулки, спокойный режим, дневной сон, всегда рядышком воспитательница. Там нынешние первоклассники были самыми старшими детьми! В школе все по-другому. Здесь - работа в достаточно напряженном режиме и новая жесткая система требований. Для того, чтобы приспособиться к ним, нужны силы и время. Период адаптации ребенка к школе длится от 2-3 недель до полугода и зависит от многих факторов: особенностей ребенка, типа учебного заведения, уровня сложности образовательных программ, степени подготовленности ребенка к школе и т.д. Особенно важно насколько ребенок психологически подготовлен к школе. Психологическая готовность к школе не имеет ничего общего с тем, умеет ли ребенок читать и считать. Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Обследование ребенка лучше проводить месяцев за 6 до начала учебного года, что бы было время помочь малышу.

Психологическую диагностику готовности к школе проводит психолог. Существует много диагностических методик, специальных тестов, компьютерных программ. Лучше если родители не ограничатся плановым медосмотром, а приведут ребенка к специалисту для полного психологического обследования, что бы было проведено исследование уровня интеллекта, эмоционально-волевой сферы, социальной зрелости и физиологической готовности. Существуют признаки, которые должны насторожить родителей. Ваш ребенок не готов к школе если для него характерны:

- импульсивность, бесконтрольное поведение (преобладание «хочу» над «можно»);
-чрезмерная игривость, крикливость, дурашливость;
- трудности общения с незнакомыми взрослыми (нежелание контактировать или наоборот, непонимание своего статуса);
-неумение общаться со сверстниками (чрезмерная обидчивость, агрессивность и пр.);
-неспособность следовать инструкции (ребенок быстро отвлекается, не понимает, с чего начать и что делать дальше);
-низкий уровень знаний об окружающем мире, неумение сделать обобщение, классифицировать, выделять сходство, различие и т. п.;
-плохое развитие мелкой моторики рук ( не умеет рисовать, работать с мелкими деталями);
-нарушение темпа деятельности (очень медленно двигается, говорит, ест и т. д.);

-пассивность;
- задержка речевого развития.

Родители должны понимать, что первый год обучения в школе - чрезвычайно сложный, переломный период в жизни ребенка. Меняется его место в системе общественных отношений, меняется весь уклад его жизни, возрастает психоэмоциональная нагрузка. Занятия в школе требуют от ребенка напряженного умственного труда, активизации внимания, сосредоточенной работы на уроках и усидчивости. Известно, что для ребенка шести-семи лет очень трудна эта так называемая статическая нагрузка, двигательная активность ребенка становится в два раза меньше, чем это было до поступления в школу. Потребность же в движении остается большой.

Ребенок переживает одновременно несколько видов стресса:
- социальный – построение взаимоотношений с новыми детьми, с  учителем, принятие новых правил;

- интеллектуальный – существенная интеллектуальная нагрузка, приобретение новых знаний;

·         иммунологический – в возрасте 7-9 лет (очередной возрастной кризис) происходят существенные изменения в организме ребенка: быстрая прибавка в росте, изменения в работе сердечно-сосудистой, нервной, дыхательной и других систем. Это приводит к появлению необычных внутренних ощущений: повышенная утомляемость, раздражительность, перепады настроения. При этом даже практически здоровые дети начинают болеть, проявляют излишнюю ранимость. К этому прибавляется естественный обмен бактериями между детьми.

  Первоклассник еще слишком мал, чтобы преодолевать школьные трудности в одиночку. Еще многое зависит от нас, взрослых, от нашей поддержки, от участливости первого учителя и внимания родителей. Рекомендаций, которые помогут ребенку более успешно адаптироваться к школе, очень много, мы остановимся на тех, которые под силу любому любящему родителю.

·          Сон. Детям 7 лет необходимо спать 10-11 часов в сутки. Рекомендован дневной сон в этом возрасте.

·         Физическая активность и прогулки. В силах родителей ввести в традицию утреннюю зарядку, подвижные игры, активный отдых на свежем воздухе. Не стоит умалять значение прогулок ребенка, напротив, первокласснику рекомендованы длительные прогулки на свежем воздухе не менее 3х часов.

·         Приготовление уроков следует организовать в середине дня (пик мозговой активности 9-12 часов и 16-18 часов). Следует помнить, что после 15 – 20 минут занятий необходимо делать 10 – 15 минутные подвижные переменки.

·          Инициируйте встречу с учителем, чтобы рассказать об особенностях вашего ребенка, чтобы с первого дня учитель смог учитывать их  при построении взаимоотношений.

·          Помогите ребенку подружиться с детьми из школы – можно приглашать детей с класса домой   - это сближает, способствует установлению дружеских отношений.

·         Не спрашивайте ребенка, как он себя вел в школе. Вопрос о поведении усиливает напряженность.

·         Учите ребенка организовывать пространство. Помогите ему правильно сесть, распределить учебники, тетради, письменные принадлежности таким образом, чтобы ничего не мешало и не отвлекало его внимания.

·         Составьте распорядок дня. Расписание стоит сделать наглядным и четким, благодаря чему первоклассник будет чувствовать себя увереннее.

·         Дайте ребенку время! Не делайте за него то, что он может сделать сам. К примеру, если первоклассник «долго возится» собирая портфель, но делает это самостоятельно, его нужно поощрять, а не подгонять и не перехватывать инициативу. Ваше терпение будет вознаграждено в будущем самостоятельностью ребенка.

·         Оказывайте своевременную и правильную помощь. Если Вы видите, что ребенок не справляется с чем-то, предложите ему свою помощь. Правильная помощь – это небольшие поэтапные подсказки и наводящие вопросы, которые подводят ребенка к верному действию, но не преподносят готовый ответ. Например, посоветуйте первокласснику посмотреть, как выполнено похожее задание в классной работе. Ребенок будет благодарен Вам за такую помощь, у него останется ощущение самостоятельно выполненной работы, что поднимет его самооценку и снизит тревожность.

·         Не стоит приучать ребенка к Вашему непременному присутствию рядом во время подготовки домашнего задания. Скажите, что Вы придете на помощь, если возникнут какие-то трудности, и оставьте первоклассника спокойно заниматься. Покажите, что доверяете ребенку, ведь он уже школьник – ответственный и самостоятельный.

·          Ни в коем случае не сравнивайте его результаты с достижениями других, более успешных, учеников. Лучше вообще никогда не сравнивать ребенка с другими детьми, никого не ставить в пример.

·         Не фиксируйте внимание на неудачах, не оценивайте негативно личность ребенка - только поступок или действие. Позвольте ребенку проявить себя, сделать так, как у него получается, не боясь вашего осуждения.

·         Хвалите своего малыша всякий раз, когда он этого заслуживает, подчеркивайте его успехи. Не забывайте, что чрезмерное восхваление может привести к завышенной самооценке или стать причиной хронической тревожности, т. к. ребенок будет страшиться не соответствовать вашим ожиданиям.

·         Покажите вашему ребенку, что вы его любите не за хорошую учебу, а вообще - как собственное дитя, безусловно.

Придя в школу малыш сталкивается с определенными ожиданиями и чувствами родителей. Как тревожные, так и радужные родительские переживания достаточно ощутимо влияют на то, как сложится его школьная жизнь. Ребёнок легко заражается родительскими эмоциями. Несмотря на то, что родители не участвуют напрямую в жизни школы, их незримое присутствие в  ней постоянно ощущается. Отношение к оценкам и достижениям ребёнка должны быть лояльными, а родительские ожидания адекватными.

По каким признакам родители могут определить хорошо ли ребенок адаптировался?

1.     Первокласснику в школе нравится, он идет туда с удовольствием, охотно рассказывает о своих успехах и неудачах. В то же время, он понимает, что главная цель его пребывания в школе - учение, а не экскурсии на природу и не наблюдение за хомячками в живом уголке или переменки;

2.     Первоклассник не слишком устает: он активен, жизнерадостен, любопытен, редко простужается, хорошо спит, почти никогда не жалуется на какие-либо боли;

3.     Первоклассник достаточно самостоятелен: без проблем переодевается на физкультуру, уверенно ориентируется в школьном здании (может купить булочку в столовой, сходить в туалет), при необходимости сумеет обратиться за помощью к кому-нибудь из взрослых.

4.     У него появились друзья-одноклассники, и вы знаете их имена.

5.     Ему нравится его учительница и большинство учителей, ведущих дополнительные предметы  в классе.

6.     На вопрос: "А может быть, лучше вернуться в детский сад?" он решительно отвечает: "Нет!"

  Родителю важно помнить, что школа – это не только место получения знаний, но, прежде всего, место, где ребенок живет полноценной жизнью. Необходимо помогать ребенку и сохранять с ним доверительные отношения. Избегайте оценочных суждений. Не сводите беседы о школе только на темы получения отметок, спросите своего ребенка о том, с кем он сегодня играл на перемене, с кем делился новостями. Принятие, поощрение, поддержка — вот главные родительские установки, которые непременно помогут вашим первоклассникам преодолеть школьные трудности.